Михальченко: журнал "Дош" из Чечни очень востребован на Кавказе
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Руководству журнала "Дош" ("Слово") приходится работать в сложных условиях: с одной стороны, необходимо думать о безопасности и вдвойне взвешенно подходить к подготовке материала, а с другой - необходимо оправдывать доверие читателей и не превращаться в обычное издание, основной целью которого является похвала властей, заявила независимая журналистка Лидия Михальченко.
"Я горжусь, что сотрудничаю с этим изданием как внештатный автор, очень ценю и уважаю главного редактора Исрапила Шовхалова и шеф-редактора Абдуллу Дудуева. Они профессионалы, бесспорно. Конечно, полностью независимым журнал "Дош" назвать нельзя. Мы же понимаем, какая сейчас обстановка в Чечне. При планировании номера это учитывается. Поэтому есть определенная внутренняя цензура, обеспечивающая дальнейшую жизнь издания", - рассказала Лидия Михальченко корреспонденту "Кавказского узла".
По ее словам, перед редакторами, создающими журнал, стоит нелегкая задача - втиснуться в коридор между тем, что нельзя и тем, что неинтересно. "И им это удается. Все материалы получаются живыми, насыщенными и востребованными. Думаю, не многие так смогли бы. В Чечне и Ингушетии, я знаю это, "Дош" нарасхват. Когда приезжаю, у меня всегда просят журнал", - говорит журналистка.
Напомним, что международная правозащитная организация "Репортеры без границ" присудила журналу "Дош" премию за вклад в защиту свободы прессы (Press Freedom Prize). Ежеквартальный издание стало лауреатом премии в номинации "СМИ года" как одно из немногих независимых печатных изданий, освещающих ситуацию на Северном Кавказе. Церемония награждения состоялась в парижском центре Espace Fondation. Награду "Дош" принимали главный редактор журнала Исрапил Шовхалов и шеф-редактор Абдулла Дудуев.
"Сегодня наши мысли с теми, с кем мы должны были бы отмечать получение этой награды - с Магомедом Евлоевым, Натальей Эстемировой и Анной Политковской", - сказал Шовлахов на церемонии.
Абдулла Дудуев рассказал, что своими главными темами журнал считает права человека, культуру и историю Северного Кавказа, социально-экономическое положение жителей региона. По его словам, многие российские СМИ искажают ситуацию на Северном Кавказе, создают негативный образ его жителей, поэтому издатели журнала считают важным "самим рассказать о себе".
По словам бывшего сотрудника спецподразделений МВД Дмитрия Беркута, руководство "Доша" не боится идти на поступки, которые могут вызвать возмущение или даже гнев у некоторых, но, тем не менее, это может помочь лучше понять происходящее в Чечне, понять, что происходило во время проведения КТО в этой республике.
"Журнал, по моему мнению, в этом году пошел на серьезный шаг - опубликовали материал на основе моих записей из зоны боевых действий в Чечне. Поступок здесь заключается в следующем. Если бы это была "Новая газета", или пусть даже "New times" или "МК", на это не стоило бы так сильно обращать внимание. Но когда в журнале, пишущем в, скажем так, "другой" направленности взглядов о той же войне в Чечне, выходит материал "Воспоминания федерала", информация от человека, находившегося на войне в погонах федералов, это – поступок", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Дмитрий Беркут.
По его словам, руководство "Доша" сильно рисковало, публикуя этот материал. "Их могли обвинить в, скажем так, пропаганде точки зрения, отличной от той, в какой обычно пишутся материалы в этом издании. Но они пошли на это. Потому что для объективного взгляда на вещи необходимо выслушать все стороны. "Воспоминания федерала" описывали то, что происходило в стане федералов на той войне. Со всей грязью, ужасом, ситуациями, когда свои минометы накрывают свои же подразделения. Возможно, это как раз тот шаг, с которого начнется осмысление событий на Кавказе, тех войн в Чечне", - говорит Беркут
Он отмечает, что навсегда запомнит фразу, которую произнес один из учредителей журнала, когда принимал решение о публикации "Воспоминаний федерала". "Возможно, это то, что нас объединяет", - вспоминает слова журналиста Беркут.
Безыскусный рассказ Дмитрия Беркута напоминает нам, что большинству людей, втянутых в те трагические события с обеих сторон, война была не нужна. Не только для чеченцев она стала несчастьем и безумием, навязанным извне. Но даже в том рукотворном аду, каким является война, в бойне, где сходит с ума общество и истекает кровью народ, у личности остается единственная, незаменимая внутренняя опора - разум и совесть", - такими вводными словами руководства издания начинается статья "Воспоминания федерала".
"Вы понимаете, ведь за то, что там, в Чечне творили некоторые наши "коллеги по погонам", вполне справедливо и обоснованно местные жители должны ненавидеть все, что связано с российскими силовиками. И "Дош" описывал много таких эпизодов", - говорит Беркут.
Он отмечает, что дайджесты журнала переводятся на английский язык для всех желающих знать правду о событиях в Чечне.
"Издатели "Доша", Абдулла Дудуев, Исрапил Шовхалов - это самоотверженные люди. Ведь делать такой журнал, публиковать такие материалы, как "Трагедия Самашек" и те же "Воспоминания федерала", для этого надо действительно обладать мужеством. При этом продолжать работать, несмотря на то, что издателям журнала неоднократно угрожали, а само издание запрещали к распространению", - говорит Беркут.
По его мнению, премия "Репортеров без границ" для журнала заслуженна. "В скромном по тиражам "Доше" есть то, чего уже давно нет в огромных федеральных изданиях - искренности", - считает Дмитрий Беркут.
Он особо подчеркивает, что на сегодняшний день найти объективную информацию о происходящих на Кавказе событиях, крайне сложно, а журнал "Дош" является одним из немногих изданий, ознакомившись с которым можно увидеть объективную картину жизни на Северном Кавказе.
"Ничто не может оправдывать войну и гибель людей. Ни наведение конституционного порядка, ни борьба с оккупантами. Другой вопрос - что думают в этот момент сами участники бойни. Одни защищают свою землю, другие, как они считают, защищают свою страну. При этом гибнут и те, и другие. Но у кого ни спроси, никто не хочет войны. Все хотят спокойно жить. Но, тем не менее, берут в руки оружие и расстреливают людей, о которых ничего не знают, кроме того, что у одних на плече шеврон "Вооруженные силы", а у других - "Ichkeria", - говорит собеседник корреспондента "Кавказского узла".
Он отмечает, что авторы издания пишут об этом, чтобы люди знали правду, чтобы они могли задуматься о происходящем. "Но есть те, кто не хочет прекращения войны. Именно от таких у "Доша" и случаются периодические неприятности", - добавляет собеседник.
"Авторы издания были не раз отмечены другими премиями, например, премией Фонда защиты гласности "За журналистику, как поступок". Ведь описывая то, что описывает "Дош" - в современных условиях это действительно поступок", - говорит Дмитрий Беркут.
Международное жюри, состоящее из журналистов и правозащитников, вручает премию "Репортеров без границ" за вклад в защиту свободы прессы с 1992 года. Награды удостаиваются журналисты и издания, которые внесли наибольший вклад в борьбу за права человека. Премии уже удостаивалось российское издание: в 2006 году ее лауреатом стала "Новая газета".
Как сообщал "Кавказский узел", в июне этого года "Репортеры без границ" в докладе "Русский Кавказ: СМИ за железным занавесом" указали на то, что в Чечне и Ингушетии журналистов заменили правозащитники, поскольку здесь СМИ не решаются публиковать информацию, болезненную для власти.
Справка. Журнал "Дош" пишет о политической обстановке и правах человека в Чечне и других республиках Северного Кавказа с 2003 года. Из-за угроз в свой адрес редакция издания, основанного в 2003 году, была вынуждена переехать из Грозного в Москву. Журнал дважды запрещали в Ингушетии в 2004 и в 2008 году, потому что издание публиковало интервью с бывшим президентом республики Русланом Аушевым. Получивший премию журнал имеет корреспондентскую сеть на Северном Кавказе, распространяется в Чечне и соседних с ней республиках, а также в странах, где есть кавказская диаспора.