В блогосфере Азербайджана обсуждается дело осужденных блогеров

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Арест и последующее лишение свободы молодых блогеров Эмина Милли и Аднана Гаджизаде, осужденных по обвинению в хулиганстве и причинении телесных повреждений,  не привел к уменьшению критических мыслей в блогосфере Азербайджана. Об этом свидетельствуют анализ блогов и интервью, проведенных корреспондентом "Кавказского узла" среди представителей гражданского общества республики, экспертов и самих блогеров. 

Так, в блоге выпускника факультета журналистики Бакинского государственного университета Решада Алиева до ареста блогеров в основном размещалась информация новостного характера. После ареста Милли и Гаджизаде в блоге стала доминировать тема уголовного преследования молодежи за свободомыслие.

"Суд над Эмином и Аднаном закончился. Эмина приговорили к 2,5, а Аднана - 2 годам лишения свободы. С самого начала суд был фарсом, и заранее было ясно, что чем он закончится. Ход судебного процесса показал сфабрикованный характер этого дела. Суд вынес характерное для нашего государства решение. Он доказал, что у нас демократию арестовывают, а рабство поощряют", - прокомментировал Решад Алиев приговор Сабаильского суда в отношении Милли и Гаджизаде.

Далее в блоге автор продолжает: "Эмин и Аднан выглядели счастливыми, ибо, несмотря, на то, что они шли в тюрьму, в действительности они показали, что являются свободными людьми. Чем быть на свободе рабом, лучше в тюрьме оставаться свободным человеком. Демократия в нашей стране обречена на смерть. Ее ищите в тюрьме. Поборников свободы слова, совестливых людей ищите там…", - пишет блогер Алиев.
 
"Если до ареста Эмина и Аднана я больше писала про проблемы общества и социума, то после того, как ребят заключили под стражу, их тема стала основной на моем блоге", - в свою очередь сказала в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" другой блогер Нигяр Фатали.
 
На вопрос, не стало ли страшно защищать людей, которые сами поплатились за свободомыслие, Фатали ответила, что "конечно, чувство страха присуще каждому человеку, но нельзя мириться с  вопиющей  несправедливостью". "К счастью таких людей оказалось много. Конечно, кто-то испугался, кто-то исчез из Интернета, некоторые попрятались. Но появилось много других, кто не побоялся выступить в защиту арестованных блогеров", - сказала Фатали.
 
На взгляд Фатали, блогосфера стала еще более критичнойей после ареста блогеров. "Я насчитала, по меньшей мере, 6-7 новых блогов, которые стали активно поддерживать Эмина и Аднана и выражать протест против тех, кто бросил их за решетку", - подчеркнула Фатали.
            
По мнению блогера, главы общественного объединения "Республиканская альтернатива" ("РЕАЛ") Ильгара Мамедова, арест молодых блогеров еще более усилил критические настроения в блогосфере.

"Конечно, у нас есть информация о том, что  некоторые активные участники интернет-форумов после "профилактической беседы" с ними работников правоохранительных органов "исчезли" с форумов. Но о каких-либо фактах прямого давления на блогеров с целью ограничения их политической свободы, цензуры или принуждения к самоцензуре не было. Это и понятно, ибо на людей с устойчивой гражданской позицией подобными методами невозможно повлиять. Это может вызвать обратный эффект и породить новые проблемы для противников политического инакомыслия в Интернете", - продолжил Мамедов.

Блог самого Мамедова не сбавил остроту в своей политической критике. Вот что сообщает Мамедов в одной из своих последних записей в блоге: "Зашел на расхваливаемый Администрацией президента национальный поисковой сайт yumroo.az. Ради интереса задал поиск "Алиев фальсификатор", вышло "0" результатов. А Google по этому поиску дал 10700 результатов. Так, что пусть они сами ищут и находят на своем портале. А для свободных людей достаточно Google и Yahoo".
 
Глава Общественного комитета защиты прав блогеров, независимый юрист Эркин Гадирли полагает, что идея установления цензуры в Интернет абсурдна. Никакими арестами и давлением установить контроль над блгосферой невозможно. Растущий в блогосфере протест против осуждения Милли и Гаджизаде красноречивое свидетельство тому.  

"Информационные технологии сегодня позволяют влиять на процессы, находясь где угодно и будучи кем угодно, и не имея того, что ценится властями: денег, физической силы, поддержки населения. И в данном случае власти конкретно просчитались с арестом Эмина и Аднана", - отмечает Гадирли в интервью местной прессе, которое он поместил в своем блоге.
 
"Вообще в последнее время происходят качественно новые процессы, и появляется качественно новая молодежь. Как ни странно, эта молодежь не училась на Западе, ну может за исключением очень малого числа, это именно местные молодые люди. Они очень разные и по происхождению и по социальному положению, по образованию", - отмечает Гадирли.

По мнению юриста, сетевые отношения тем и привлекательны, что там нет лидера, руководителя, все имеют равные шансы. Каждый может высказаться, если дает возможность высказаться другим. "В ночь задержания Эмина и Аднана полиция пыталась разогнать собравшихся молодых людей. Когда мы стали объяснять полицейским, что мы просто друзья, один из них сказал интересную фразу: "Не может быть, я 30 лет живу в Баку, у меня нет стольких друзей". На самом деле произошел очень важный качественный и личностный надлом, в результате чего на первый план выходят такие ценности как дружба, товарищество, которые используются как политический ресурс. И это, в известном смысле, для нашего общества ново",  - далее отмечает Гадирли.
 
На вопрос, возможно ли дальнейшее наступление властей и введение ими правовых основ для ограничительных мер в Интернете, эксперт отвечает так: "Сетевые отношения невозможно идентифицировать, их невозможно запретить. Ограничение в Интернете будет бить по самим же властям, они сами вынуждены пользоваться сетью. Технически, конечно же, это возможно, но получится вторая Северная Корея или какая-то другая страна-изгой. Пока очень рано говорить о политическом весе молодежных сетей, но процесс уже идет, и он необратим. Во власти есть умные люди, это бесспорно, но те, кто принимает подобные решения, совершенно очевидно, люди недальновидные, живущие в другом временном измерении. Они придумали себе мирок, назвали его "стабильность" и считают, что контролируют ситуацию".

По мнению Гадирли, "всякое инакомыслие пугает тоталитарную систему, но репрессии только подстегивают инакомыслие". Он считает, что если власти заинтересованы ускорить процесс развития инакомыслия, тогда пусть продолжают давление.

В последнее время в обществе произошел разрыв между поколениями, и биологический возраст тут ни при чем, уверен юрист. Разрыв происходит на уровне скорости мышления, его формата и направленности, продолжает Гадирли.

"Сидя у себя в стране, молодые люди узнают о происходящем из иностранных источников, они доверяют зарубежным СМИ с точки зрения оперативности, объективности, доступности языка. А власти полагают, что если запретить, скажем, ввоз религиозной литературы, арестовать двух-трех активных людей, запретить НПО и так далее, проблемы власти будут решены. Нынешняя думающая молодежь предпочитает просто игнорировать власти, да и старшее поколение", - утверждает Гадирли.

По мнению юриста, реальная борьба за демократию происходит в среде самой молодежи, где существует несколько групп: религиозно настроенные, сторонники левых, либералы и так далее. "Они учатся как спорить друг с другом и, не соглашаясь с оппонентом, уважать его мнение. Они не ставят целью бороться с нынешней властью, как это представляет себе сама власть. Эта власть в любом случае уйдет: как в возрастном, так и системном понятии. Система уже показала, что не умеет управлять так, как раньше, пока она независима от мнения населения, поскольку имеет нефтяные ресурсы, но и этому когда-то придет конец", - считает Гадирли.
  
При этом юрист не исключает того, что репрессивная машина властей еще будет дальше наращивать силу. "Не важно, кто в ней управляет процессами - система сама запрограммирована на репрессии, на жертвы, потому что иначе она не сможет самоутверждаться. Единственная цель - удержать власть. Было время, когда до этих ребят (Милли и Гаджизаде) властям не было никакого дела. Арест ребят - это не последний шаг, будут еще аресты и запугивания", - уверен Гадирли.

По мнению юриста, "эта система реформированию не подлежит, нужны радикальные изменения и всегда хорошо, когда кто-то во власти это понимает и что-то предпринимает". "В любом случае, осознание того, что репрессии будут продолжаться, не должно отбивать охоту мыслить свободно. Нужно видеть далекие перспективы. А потенциал в виде серьезной, думающей молодежи у нас есть. И они не стремятся к власти, они просто ищут себя. Этот поиск привел их к пониманию того, что найти самого себя нельзя в обществе, отвергающем равные возможности", - убежден Гадирли.
   
По мнению директора Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) Эмина Гусейнова, в первые два месяца после ареста 8 июля блогеров Милли и Гаджизаде в блогосфере наблюдалась уменьшение критики властей. "Однако в последующие месяцы критика и высмеивание властей  в блогах увеличилось. Порой эта критика  даже носит огульный характер", - отметил Гусейнов.

На взгляд Гусейнова, "арест блогеров преследовал в первую очередь подавление свободомыслия в Интернете, а также стал результатом реакции властей на расширение молодежного движения и его консолидацию посредством глобальной сети".

"Власти очень сильно опасаются протестного молодежного движения и периодически проводят репрессии. В преддверии парламентских выборов  2005 года, была разгромлена молодежная организация "Ени фикир" ("Новое мышление"), а ее лидер  Руслан Баширли брошен за решетку, где и продолжает отбывать наказание. Протестную молодежь в Интернете власти еще больше опасаются потому, что это интеллектуалы, способные повлиять на общую атмосферу в обществе. Дабы сохранить молодежь под своим влиянием и не оставлять ее "без присмотра", власти в спешном порядке создали новое массовое объединение Союз студентов Азербайджана, который открыто заявил, что поддерживает политический курс президента Ильхама Алиева", - продолжил директор ИСБР.

По словам Гусейнова, граждански активные молодые люди находятся под постоянным прессингом. "На некоторых ребят оказывают давление угрозами неприятностей их родителям. Показательна в связи с этим история с реперской группой "Host", в песнях которой содержался протест против коррупции и других пороков власти. Однако после того, как молодых людей на несколько часов задержала полиция их творчество кардинально изменилось и стало "безобидным" для властей. Естественно они публично не признаются в этом, но факт изменения содержания их песен налицо", - сказал Гусейнов.

"Определенная работа" была проведена и с некоторыми активными участниками блогов и Интернет-форумов, некоторых "кое-куда" вызывали "беседовали" с ними, указывает Гусейнов. "Но в целом, конечно, запугать блогосферу не удалось. Она стала еще более радикальной в своей критике и сарказме", - отметил глава ИСБР.

Директор Института мира и демократии (ИМД) Лейла Юнус также считает, что арест блогеров преследовал цель подавления свободомыслии в Интернете, но уголовное дело и суд над Милли и Гаджизаде дали совершенно обратный эффект.

"Если до ареста блогеров, подготовленный ими сатирический сюжет про ослика посмотрели всего 1500 человека, то после взятия молодых людей под стражу эти кадры появились на многих блогах и их просмотр достиг 100 тысяч (именно этот сюжет был воспринят некоторыми как пародия на главу Азербайджана и по мнению местных правозащитников стал истинной причиной ареста молодых людей - прим. корреспондента "Кавказского узла"). Появились новые сатирические сюжеты, реперские песни про президента Ильхама Алиева, сопровождаемые кадрами жестокого разгона мирной демонстрации в Баку в знак протеста против фальсифкации президентских выборов 2003 года", - сказала Юнус. Она назвала "позором" для страны приговор блогерам.
          
Между тем, адвокаты осужденных в Азербайджане к тюремному заключению молодых блогеров Эмина Милли и Аднана Гаджизаде представили апелляционную жалобу  на приговор суда первой инстанции. "Согласно процедуре апелляционная жалоба представляется в суд первой инстанции, в данном случае в Сабаильский районный суд Баку, и последний сам направляет ее в Бакинский апелляционный суд", - пояснил адвокат Милли  Эльтон Гулиев.

Однако в Бакинском апелляционном суде корреспонденту "Кавказского узла" заявили, что апелляционная жалоба "по данному делу не поступила".

Адвокаты требуют отмены решения Сабаильского районного суда Баку, приговорившего 11 ноября Милли и Гаджизаде, соответственно, к 2,5 и 2 годам лишения свободы по обвинению в хулиганстве и нанесении телесных повреждений.

В свою очередь спецпредставитель ОБСЕ по свободе СМИ Миклош Харашти, выступая на Шестой Южно-кавказской конференции СМИ в Тбилиси и касаясь проблемы свободы выражения, сказал, что ОБСЕ сожалеет "об ухудшении ситуации вокруг свободы слова в Азербайджане".

Однако официальный Баку отвергает международную критику в связи с осуждением  блогеров. Так, заведующий общественно-политическим отделом Администрации президента Азербайджана Али Гасанов отверг международную критику в связи с осуждением в Азербайджане двух молодых блогеров Эмина Милли и Аднана Гаджизаде по обвинению в хулиганстве. "Судебная система в Азербайджане независима, и исполнительная власть не может влиять на ее решения. Азербайджан находится в Европейском правовом поле, и недовольные решением суда могут обращаться в Европейский суд по правам человека", - сказал Гасанов. Он назвал предвзятой критику западных структур приговора в отношении блогеров.  

Ранее в МИД Азербайджана были приглашены представители посольств Норвегии и Германии. Комментарии дипмиссий Норвегии и Германии относительно дела осужденных в Баку блогеров Гаджизаде и Милли были расценены азербайджанской стороной как необоснованные и не соответствующие уровню отношений этих стран с Азербайджаном.   

Напомним, что Amnesty International объявила осужденных в Азербайджане к тюремному заключению блогеров Эмина Милли и Аднана Гаджизаде "узниками совести". Затем организация начала кампанию в поддержку осужденных блогеров.

В свою очередь, министр молодежи и спорта Азербайджана Азад Рагимов заявил о необоснованности "шумихи", поднятой вокруг ареста блогеров и о политизации этого дела.

30-летний Эмин Милли и 26-летний Аднан Гаджизаде были арестованы 8 июля после их якобы участия в драке. Задержание молодых людей привело к напряженным отношениям между международным сообществом и должностными лицами в Баку, где администрации президента Азербайджана было предъявлено обвинение в преследовании независимых СМИ. Один из ключевых свидетелей сказал, что он свои показания давал, руководствуясь указаниями сотрудника полиции. Проходящие по этому делу в качестве потерпевших Бабек Гусейнов и Вюсал Мамедов заявили, что причиной инцидента в ресторане "Ливан" стала громкая нецензурная речь подсудимых.

По утверждению потерпевших, они сделали им замечание, после чего Милли и Гаджизаде якобы начали с ними драку. Давшие свидетельские показания охранник авто, отец владельца ресторана "Ливан", официантка не подтвердили, что слышали ругань в зале. Сами подсудимые отвергли предъявленные им обвинения и заявили, что дело против них сфабриковано из-за их активной гражданской позиции. Незадолго до своего ареста в июле этого года блогеры запустили  в YouTube сатирический видеосюжет, где они в юмористической форме критиковали правительство Азербайджана.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"