Власти Азербайджана обеспокоены состоянием исторических памятников в Нагорном Карабахе

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В результате оккупации территорий Азербайджана был нанесен сильный  удар по культурному наследию страны, заявил в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" пресс-секретарь Министерства культуры и туризма Азербайджана Интигам Гумбатов.

На контролируемых армянскими войсками территориях уничтожены 12 музеев и 6 картинных галерей, разрушены 9 дворцов исторического значения, осквернены 44 храма и 18 мечетей, утверждает Гумбатов.

Город Шуша в Нагорном Карабахе сам по себе был историко-культурным заповедником всемирного значения, говорит начальник временно расположенного в Баку Управления культуры и туризма Шушинского района Захид Аббасов. 

Город был основан в середине 18 века правителем Карабахского ханства Панахалиханом и построен в мусульманском архитектурном стиле. В каждом квартале города функционировали мечети. Главной же мечетью города была соборная мечеть Говхараги, построенная архитектором Кербалаи Сефи ханом Карабаги.

"В результате войны эта мечеть серьезна пострадала. Внутреннее убранство мечети полностью разрушено и разграблено. Мы сами стали свидетелями этого во время состоявшейся минувшим летом совместной поездки представителей интеллигенции Азербайджана и Армении в Карабах", - сказал Аббасов.

По словам Аббасова, до войны в Шуше под охраной государства находились 248 исторических памятников, функционировали 8 музеев и 1 картинная галерея, но теперь, большинство из них разрушены и разграблены. "Значительная часть города разрушена. Поездка по улицам Шуши произвела на нас удручающее впечатление. Некогда цветущий город теперь в развалинах", - сказал Аббасов.

По утверждению чиновника, бросается в глаза целенаправленное изменение культурного облика города Шуша и стремление стереть в нем все следы мусульмано-азербайджанской культуры. Кроме того, проводится переименование азербайджанских топонимов в армянские.

Аббасов также указал на то, что скульптуры выдающихся деятелей азербайджанской музыки Узеира Гаджибекова и Бюль-Бюля, а также поэтессы Хуршид Бану Натаван были расстреляны и повреждены тяжелой техникой. "Только ценою невероятных усилий удалось перевезти эти скульптуры в Баку, и в настоящее время они демонстрируются в Музее искусств", - заметил он.

Аббасов считает, что мировое сообщество должно вмешаться в ситуацию с памятниками истории и культуры Нагорном Карабахе ради сохранения культурного наследия Азербайджана в самом Карабахе и азербайджанских районах вокруг него. Он выразил убежденность, что полностью изгнанное в результате конфликта азербайджанское мусульманское населения вернется в родные места. "Поэтому мы уже сейчас составляем проекты восстановления разрушенных в ходе войны исторических памятников", - сказал  Аббасов.

По данным неправительственной "Организации защиты памятников истории и культуры на оккупированных территориях Азербайджана", на этих землях разрушены около 600 религиозных памятников - мечетей, мавзолеев и др. 200 кладбищ полностью разрушены, еще 600 - частично.

Более того, по словам главы организации Фаика Исмайлова, на многих памятниках были стерты прежние надписи и заменены на армянские. "Это в основном касается памятников доисламской культуры и христианских памятников, относящихся к Кавказской Албании, которая первой приняла христианство в ранее средневековье на Южном Кавказе", - сказал эксперт, опираясь на данные исследования, проведенного по информации из различных источников.

Около 500 албанским памятникам придан статус храмов армянской церкви, сказал Исмайлов. По его словам, диофизитская христианская Албанская церковь существовали вплоть до 1836 года, когда была ликвидирована решением Святейшего синода Российской империи.

По утверждению азербайджанского архитектора, доцента Азербайджанского университета архитектуры и строительства Ильхама Полухова, до современной эпохи сохранились религиозные памятники албанского зодчества IV- XVI вв., которые в настоящее преподносятся как армянские. Это монастырь Амарас в Ходжавендском районе (бывший Мартунинский район Нагорно-Карабахской автономной области), комплекс Святого Елисея в Андеринском районе (Мардакертский район), Гандзасарский монастырь в том же районе и др. Гандзараский монастырь был резиденцией главы Албанской церкви.

Как отметил Полухов, о принадлежности указанных памятников к албанской культуре свидетельствует элементы диофизитства, отраженные в них.

По словам Полухова, армянское население в Карабахском регионе появилось позже, уже после присоединения азербайджанских ханств к России. Примечательно, что в 1978 году в Мардакертском районе был установлен памятник "Марага-150" по случаю 150-летия переселения армян из Марагинского региона Ирана в Карабах. Этот памятник исчез после 1988 года, когда в Нагорном Карабахе началось движение за отторжение региона от Азербайджана, сказал ученый.

В свою очередь, власти Нагорного Карабаха, отрицают факты целенаправленного разрушения памятников истории и культуры в республике. Так, в Управлении туризма при правительстве республики отметили, что в данный момент ведутся тщательные работы по учету и документированию исламских памятников, и  зарегистрировано уже более 50.

"Мы не разделяем культурные памятники, все они - наше национальное богатство. Вопреки утверждениям азербайджанских государственных мужей и СМИ, все находящиеся на территории НКР исламские памятники находятся под контролем государства", - заявил начальник Управления туризма при правительстве Нагорного Карабаха Сергей Шахвердян.

По словам чиновника, за последние 10 лет в НКР на государственные или частные средства были восстановлены и спасены от разрушения 4 памятника, в том числе персидская мечеть в Шуши.

В 2009 году из госбюджета НКР были выделены средства на сохранение памятников исламской культуры.

В управлении туризма при правительстве НКР отметили, что в госбюджете НКР также  предусмотрены средства на 2010 год для реставрации и ремонта исламских памятников на территории Нагорного Карабаха.

По данным Национальной статистической службы, в Нагорном Карабахе проживает  137,8 тысяч человек. Основное население республики - армяне. В регионе также проживают русские - 171 человек, украинцы - 21, евреи - 10, осетины - 125, греки - 22, персы- 22, азербайджанцы - 6 человек, а также 125 представителей других национальностей.

Начальник отдела по вопросам религии и национальных меньшинств при правительстве Карабаха Ашот Саркисян сообщил, что на сегодня зарегистрирована лишь русская община, которая получает из госбюджета НКР ежегодно 2 млн драм (1 доллар = 370 драмов).

"От лиц мусульманского вероисповедания, проживающих в Нагорном Карабахе, мы не получали никаких заявок о желание создать общественную или религиозную организацию. В данный момент у нас только заявление от лиц украинской национальности", - сказал Ашот Саркисян.

Также Саркисян заметил, что азербайджанцы никаких жалоб не подавали.

"В НКР действует закон, защищающий права нацменьшинств, и позволяющий человеку иметь право на свободу мысли, совести и религии", - отметил чиновник.

Что касается того, могут ли мусульмане в Карабахе поддерживать контакты с родственниками, Ашот Саркисян заметил, что в Нагорном Карабахе есть международная телефонная связь и Интернет, посреддство чего любой желающий может связаться со своими родными за пределами республики.

"Также любой желающий может выехать для встречи с родственником, если тот не желает приехать в НКР. Никаких препятствий нет", - заметил Саркисян.

Как сообщал "Кавказский узел", в Баку на конференции министров культуры стран - членов Организации "Исламская конференция" президент Азербайджана Ильхам Алиев 13 октября заявил, что армяно-азербайджанским конфликтом памятникам мусульманской культуры в Нагорном Карабахе нанесен огромный ущерб.

"В результате военной агрессии Армении отечественная культура и в целом памятники мусульманской культуры в регионе понесли огромный урон, и в этом контексте очень важна та поддержка, которую оказывает Организации "Исламская конференция" справедливой позиции Азербайджана", - говорилось в официальном обращении Алиева к участникам конференции.

Ранее, в декабре 2008 года Алиев говорил, что в результате мониторинга, проведенного представителями ОБСЕ в 2005 году, было подтверждено, что "на оккупированных Арменией азербайджанских территориях разрушены многие памятники истории, культуры, мечети, разграблены музеи".

Однако министр иностранных дел Армении Вардан Осканян, выступая 19 октября 2007 года на 34 сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже, призвал эту организацию направить своих наблюдателей в Нахичевань, где, по заявлениям армянской стороны, разоряются памятники армянской культуры.

В октябре 2003 года, на заседании 32-ой Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже Осканян сообщил о фактах уничтожения армянских исторических памятников в Нахичеванской автономии Азербайджана. В ситуацию вынужден был вмешаться Европарламент, официально потребовав от Азербайджана прекратить уничтожение средневековых армянских кладбищ и исторических крестов, высеченных из камня. Армения считает, что массовое уничтожение древних памятников армянской культуры в Нахичевани в 2002 году санкционировалось правительством Азербайджана. Азербайджан же отрицает заявления Армении, называя их "ложью и провокацией".

Автор:
источник: корреспонденты "Кавказского узла"