Ганнушкина: судебный процесс против Олега Орлова доказал правоту правозащитников
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Прошедший судебный процесс против председателя Правозащитного центра "Мемориал" Олега Орлова, истцом по которому был Рамзан Кадыров, лишь доказал правоту правозащитников, заявляющих, что Кадыров, как президент Чечни, ответственен за гибель грозненской правозащитницы Натальи Эстемировой. Об этом заявила глава комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина.
"При последующих допросах и на суде я буду говорить то, что пока еще нигде не говорила – гражданский процесс, который был по делу Орлова, по иску к нему Кадырова, выступление свидетелей, причем, как со стороны ответчика, так и со стороны истца, убедил меня еще раз в правоте Орлова, говорящего о причастности Кадырова к тому, что произошло с Наташей. Это мое убеждение", - заявила Светлана Ганнушкина корреспонденту "Кавказского узла" на прошедшем 12 ноября в Москве пикете в поддержку Орлова.
Напомним, что на пикет в поддержку Орлова на Чистопрудном бульваре собрались около 30 человек. Собравшиеся держали в руках фотографии Олега Орлова и Натальи Эстемировой, а также плакаты, на которых было написано: "Олег Орлов, мы с тобой!", "Рамзан Кадыров виновен в убийстве Натальи Эстемировой", "Протестуем против кадыровского наезда на правозащитника Орлова", "Рамзан воюет с Россией".
На митинге присутствовала также представитель международной правозащитной организации Amnesty International Фридерике Бер, которая держала в руках большую фотографию Натальи Эстемировой.
По словам правозащитника Надира Фатова, который беседовал с корреспондентом "Кавказского узла", есть надежда, что акция повлияет на следствие в отношении Орлова. Объясняя немногочисленное количество участников, он сказал, что люди равнодушны к происходящему в стране.
В связи с тем, что при проведении пикета не было выставлено оцепление и ограждение, проходившие мимо граждане имели возможность подходить к пикетирующим, узнавать цель мероприятия и беседовать с пикетирующими.
Среди них находились и те, кто до этого времени не был в курсе проходившего судебного разбирательства по иску президента Чечни в отношении Олега Орлова, однако этот пикет дал им возможность узнать об этом. Желающие могли взять лист с фотографией Олега Орлова и присоединиться к присутствующим. К концу пикета количество присутствующих сторонников Орлова заметно возросло.
"Это невозможно опровергнуть, я не могу это опровергнуть, я не могу сказать, что на сегодняшний день я думаю по-другому об Олеге Орлове, Рамзане Кадырове и смерти Натальи Эстемировой. Поэтому мне кажется, что постановка вопроса о том, что это клевета – абсолютно бессмысленна. Для того, чтобы говорить, что это клевета, нужно доказать, что Олег Орлов знал, что это не так. Значит, Олег Орлов знал больше, чем следствие, которое к тому времени еще не началось? А это утверждать абсолютно очевидно нельзя", - говорит Светлана Ганнушкина.
По ее словам, на суде свидетели со стороны обвинения больше работали в пользу ответчика. "Руководитель организации "Комитет по розыску без вести пропавших", говорила о 5000 без вести пропавших в докадыровское время и не могла назвать ни одного имени похищенного или без вести пропавшего на сегодняшний день. Когда наша сторона задавала ей вопрос, знает ли она имена пропавших недавно в Чечне людей, и мы назвали имена, выяснилось, что никого она не знает. Очевидно, что эта организация не может сейчас работать. И сказать им было совершенно нечего", - рассказывает Светлана Ганнушкина.
По ее словам, на прошедших судебных заседаниях по иску Кадырова против Орлова, были моменты, когда выступление свидетелей со стороны истца своим поведением и своими показаниями лишь доказывали правоту стороны ответчика.
"А еще был интересный момент, когда представитель Кадырова одну из этих женщин, которая, кстати, очень мягко свидетельствовала, повторяя одну и ту же фразу, что она работает не так, как Наташа, в конце допроса сказал: "Ну почему же вы даете такие показания? Мы же с вами договорились, что скажете, что Ганнушкина непорядочный человек?" Он это сказал прямо в суде, почему судья не остановил его, это мне непонятно. Надо было задать ему вопрос: "Что вы имеете в виду?" Но никто ничего не спросил, только эта бедная женщина оперлась на стенку, и мне показалось, что она сейчас потеряет сознание", - продолжает правозащитница.
"Она ему сказала: "Вы что? Вы с ума сошли – никогда я этого не говорила!" Она говорила, что работает не как Наташа, что Наташа работала на результат, ее спросили, что это значит, но она не смогла объяснить. И было совершенно очевидно, что она напугана, что ей угрожали. И когда ей задали вопрос, согласилась ли она работать с Наташей по одному из дел, она ответила, что нет, потому что я хочу, чтобы были живы мои дети. Это же очевидно, что она боится работать по таким делам", - говорит Ганнушкина.
Она добавила, что решение суда, однако, было в пользу Кадырова. "Хотя мне казалось, что судья все понимает", - отмечает Светлана Ганнушкина.
Сегодня в милиции состоялся допрос Олега Орлова по уголовному делу о клевете на президента Чечни Рамзана Кадырова. Сам допрос продлился четыре часа, основное время ушло на уточнение протокола допроса.
По словам Орлова, он подал два ходатайства - о приобщении к материалам уголовного дела ряда документов и о допросе свидетелей. Оба ходатайства удовлетворены. "Уголовное дело не закрывают. Сейчас будут проводиться следственные действия, экспертиза и допрос свидетелей", - рассказал Орлов.
На последнем допросе в отделе дознания Следственного управления ГУВД Москвы Ганнушкина заявила, что согласна с каждым словом Олега Орлова, высказавшегося, что политическая ответственность за гибель правозащитницы Натальи Эстемировой лежит на президенте Чечни.
Ранее директор Института прав человека Валентин Гефтер заявил, что считает, что на уголовном процессе представителям Рамзана Кадырова будет гораздо сложнее доказать вину Олега Орлова.
Напомним, что 16 июля, сразу после убийства чеченской правозащитницы Натальи Эстемировой руководство ПЦ "Мемориал" обвинило в ее смерти президента Чечни и объявило о приостановлении деятельности организации на территории республики.
В заявлении ПЦ "Мемориал" также отмечается, что в России творится государственный террор, а Рамзан Кадыров сделал невозможной работу правозащитников в Чечне. По словам Орлова, Кадыров угрожал правозащитнице и, по некоторым данным, ее последние доклады о ситуации в Чечне вызвали ярость у чеченского президента.
Сам президент Чечни в телефонном разговоре заверил Орлова в своей непричастности к смерти Эстемировой. Кадыров заявил, что доказательств его вины в смерти Эстемировой нет и подал на Орлова и ПЦ "Мемориал" в суд.
6 октября суд удовлетворил иск Кадырова о защите чести и достоинства. В пользу президента Чечни было постановлено взыскать с ПЦ "Мемориал" 50 тысяч рублей, еще 20 тысяч лично с Орлова. Представитель Рамзана Кадырова обжаловал это судебное решение. 14 октября решение Тверского суда обжаловала и защита ПЦ "Мемориал".
По версии адвоката президента Чечни Андрея Красненкова, правозащитнику Орлову в случае, если вина его будет доказана, предстоит отсидеть тюремный срок. "Три года лишения свободы, максимальный срок, - уточняет адвокат. - Есть и арест от трех до шести месяцев или исправительные работы на срок от одного до двух лет. Уголовное дело возбуждено по статье "Клевета", распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство человека или порочащих его репутацию, соединенных с обвинением лица в совершении тяжкого либо особо тяжкого преступления".
Олег Орлов, между тем, виновным себя не считает. "Никакого уголовно наказуемого преступления мной совершено не было, - заявил он. - Ровно так же, как я не порочил ничью честь и достоинство - в гражданском суде по гражданскому иску Рамзана Кадырова, по-моему, я это достаточно четко доказывал. Я высказывал свое мнение, свои оценки, суждения о политической вине Рамзана Кадырова и имею полное право на это как гражданин России".