Коэн: Азербайджан рассматривает альтернативные маршруты транспортировки газа
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Рассматривание Азербайджаном альтернативных маршрутов транспортировки газа является сильным сигналом Анкаре, который нужно интерпретировать на фоне турецко-армянского сближения и политики Турции по отходу от сотрудничества с западными державами, включая Израиль. Так считает известный американский специалист по Евразии, эксперт в области внешней политики, безопасности и международных отношений, руководитель российско-евразийского направления в "The Heritage Foundation" Ариель Коэн.
Напомним, что, согласно заявлению МИД Азербайджана, "нормализация отношений между Арменией и Турцией до решения карабахского конфликта противоречит национальным интересам Азербайджана и бросает тень на братские отношения между Турцией и Азербайджаном".
По словам Ариэля Коэна, Азербайджан, устав ждать от Турции конструктивного подхода в переговорах по экспорту газа, стал рассматривать альтернативные маршруты транспортировки "голубого топлива", тем самым посылается четкий сигнал о том, что Азербайджан будет готов развивать отношения с российским "Газпромом".
"Я допускаю возможность участия Азербайджана в проекте "Южный поток", что может привести к отмиранию проекта Nabucco. Это, конечно, будет негативно воспринято в США, рассчитывавших на Nabucco. Другая возможность – это участие Азербайджана в проекте "Белый поток", который пойдет через Грузию, Черное море и дальше на Восточную Европу. Но здесь также будет большое недовольство России", - отмечает Ариель Коэн.
По его мнению, турецкое руководство отходит от внутренней и внешней политики, основы которой были заложены Мустафой Кемалем Ататюрком, и на которых стояла светская Турецкая Республика. "Если эта политика не получит отпора изнутри в Турции, от кругов, имеющих светскую и прозападную ориентацию, такого рода опасная политика может привести к усилению нестабильности и нагнетанию напряженности на Южном Кавказе и на всем пространстве от ирано-турецкой границы до восточного средиземноморья", - заявил Коэн в интервью "Day.Az".
Эксперт уверен, что, если Турция серьезно настроена на продолжение и развитие братских отношений с Азербайджаном, то она, возможно, пересмотрит свою политику по газовой трубе и серьезно вернется к столу переговоров.
"Если же, с другой стороны, Турция будет продолжать ориентироваться на российский и иранский газ, это может привести не только к ухудшению турецко-азербайджанских отношений, но и к ухудшению американо-турецких отношений, потому что Соединенные Штаты до сих пор считают Турцию надежным союзником, а также ориентировались на иракский, азербайджанский и туркменский газ, и проект Nabucco. Эволюция Турции как союзника США – как геополитическая, так и ценностная, вызывает серьезные вопросы как в Баку, так и в Вашингтоне", - подчеркивает Ариель Коэн.
Отметим, что существует и другая точка зрения на газовые взаимоотношения Азербайджана и Турции в свете армяно-турецкого диалога. Вице-председатель подкомитета Европарламента по правам человека и представитель Консервативной партии Великобритании по вопросам внешней политики Чарльз Таннок отмечает, что Азербайджан владеет запасами газа и нефти, но для транспортировки энергетических ресурсов на европейские рынки необходима Турция, и в связи с этим многие аналитики считают, что для Турции главным приоритетом является статус перевалочного пункта в вопросе обеспечения Запада энергетическими ресурсами.
Однако Азербайджан своей позицией может вызвать раздражение западных партнеров по газовому проекту Nabucco, в котором Турция играет важную роль; это может явиться дополнительным препятствием и для самого Азербайджана в его намерениях вступить в евро-атлантические структуры экономики и безопасности, пишет Чарльз Таннок на страницах издания NEWEUROPE.
Отметим, что президент Азербайджана Ильхам Алиев на последнем заседании правительства заявил, что нерешенность вопросов транзита между Азербайджаном и Турцией вынуждает Баку искать новые рынки для азербайджанского газа. По его словам, из-за завышенных тарифов на транзит газа через Турцию, которые на 70 процентов превышают рыночные цены, Азербайджан уже почти два года лишен возможности экспортировать свой газ в Европу. При этом, как отмечает президент, Азербайджан продает свой газ Турции по цене, составляющей треть от мировых цен.
Кроме того, Алиев заявил, что неурегулированность транзитных вопросов с Турцией привела к задержке проекта второй стадии разработки одного из крупнейших в мире газоконденсатных месторождений "Шахдениз" на шельфе Каспия, требующего прямых инвестиций в размере 20 млрд. долларов.
Напомним, что 31 августа в Женеве при посредничестве Швейцарии представители Армении и Турции предварительно подписали протоколы об установлении дипломатических отношений и о развитии двусторонних отношений между двумя странами. 10 октября в Цюрихе состоялось подписание армяно-турецких протоколов министрами иностранных дел Армении и Турции Эдвардом Налбандяном и Ахмедом Давутоглу.
Главные разногласия между Турцией и Арменией состоят в том, что Армения требует от Турции признать геноцидом массовую гибель армян в Османской империи, а Турция требует от Армении разрешить с Азербайджаном спор вокруг Нагорного Карабаха, однако в последнее время отношения между странами заметно потеплели, стороны вплотную приблизились к открытию границ.
В Азербайджане же считают, что Турция идет на сближение с Арменией во имя устранения препон для своего вступления в Евросоюз, пренебрегая интересами Азербайджана в разрешении карабахского конфликта.
Что касается азербайджанского газа, то 5 октября замминистра энергетики США Даниэл Понман заявил, что официальный Вашингтон поддерживает проект Южного энергетического коридора, предусматривающего создание инфраструктуры для стабильных и долгосрочных поставок природного газа из Каспийского региона в Европу, и что газ Азербайджана может стать ресурсной базой для Nabucco.
15 сентября в Баку комиссар Еврокомиссии по вопросам энергетики Андрис Пиебалгс заявил о заинтересованности ЕС в экспорте газа из Каспийского региона. Кроме того, о поддержке проекта заявила и Великобритания.
По словам главы Центра нефтяных исследований Caspian barrel Ильхама Шабана, чем больше будет маршрутов по экспорту газа, тем лучше будут обеспечены национальные энергетические интересы Азербайджана.
Отметим, что проект Nabucco, предусматривающий поставки газа из Прикаспийского региона в Европу в обход России, испытывает трудности из-за отсутствия поставщиков. 30 июня турецкие СМИ высказали опасение, что подписание соглашения по Nabucco может быть отложено из-за нерешенности проблемы заполнения его газом.
Однако церемония подписания соглашения состоялась в турецкой столице, куда прибыли более 30 представителей иностранных государств и Евросоюза.
Ранее глава Государственной нефтяной компании Азербайджана Ровнаг Абдуллаев заявил, что Азербайджан политически поддерживает и считает приоритетным для себя проект газопровода Nabucco.
СПРАВКА: "Набукко"/Nabucco - проектируемый магистральный газопровод протяженностью 3,3 тысяч км в обход России из Центральной Азии в страны Евросоюза, прежде всего, в Австрию и Германию. Его проектная мощность - 26-32 млрд. куб. метров газа в год. В консорциуме по строительству газопровода участвуют компании: OMV Gas GmbH (Австрия), Botas (Турция), Bulgargaz (Болгария), S.N.T.G.N. Transgaz S.A. (Румыния), MOL Natural Gas Transmission Company Ltd. (Венгрия), RWE (Германия).