Карастелев: добровольные патрули по выполнению «детского закона» в Новороссийске - фикция
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Новороссийске назначение "добровольных патрульных" в рейды по выявлению несовершеннолетних в комендантский час напоминает советскую систему разнарядок, а на самом деле все превращается в фикцию, доставляя больше неудобств патрульным из числа бюджетников, нежели ограничивая нахождение детей и подростков на улице в темное время суток, считает эксперт Новороссийского комитета по правам человека (НКПЧ) Вадим Карастелев.
"Люди принимают участие в рейдах как бы добровольно. Некоторых даже заставляют подписывать документ о добровольности участия. Хотя пока ни про одно заявление от добровольцев о том, что их принуждают к патрулированию, я не слышал. Получается, что с нашими людьми можно делать все что угодно даже на нищенских зарплатах в бюджетной сфере. Никто не хочет ссориться с начальством, чтобы начальство под другим предлогом не расправилось с человеком", - заявил Карастелев корреспонденту "Кавказского узла".
"Директора также понимают незаконность и произвол, но они тоже на "крючке" у вышестоящих, поэтому если хотят занимать свою должность, то и дальше будут массово отправлять в рейды своих подчиненных. Такой постсоветский феномен, который говорит мне о том, что восстановление СССРовской системы, хотя и в редуцированном виде, вполне возможно", - сказал Вадим Карастелев.
Напомним, что в августе исполнился год с момента вступления в Краснодарском крае так называемого "детского закона" - "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", вызвавшего немало споров. Он вступил в силу с 1 августа 2008 года. Правозащитные и общественные организации неоднократно проводили акции против некоторых статей этого закона.
"У нас в приоритетах не только ночное нахождение детей на улицах, у нас в приоритетах также борьба с продажей несовершеннолетним алкогольных и спиртосодержащих продуктов. Более 3000 продавцов было привлечено к ответственности. Причем сами дети начали участвовать в выявлении. Была так называемая "мобильная охота", когда дети снимали на мобильные телефоны факты продажи пива и спиртного. И сейчас в крае подростку купить алкоголь достаточно сложно", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" начальник отдела по делам несовершеннолетних администрации Краснодарского края Алексей Резник.
"Мы добились того, что у нас несколько сотен магазинов, которые находятся вблизи образовательных учреждений, добровольно отказались от продажи крепких спиртных напитков. Сейчас занимаемся пивом", - отметил источник.
По словам Резника, за год действия "детского закона" в Краснодарском крае были "лишь небольшие трудности". "Был нюанс в том, что опыта в реализации таких проектов, законодательных актов и их механизмов нет в принципе, - сказал он. - В таком виде закон был введен в действие в Краснодарском крае впервые в России. Хотя похожие попытки были, например, в Кемеровской области, в Белгородской области, еще в ряде субъектов".
"И кстати, в Краснодарском крае нечто похожее было еще в 90-е годы. Тогда была введена административная ответственность родителей за то, что их дети находятся ночью в общественных местах и на улице без сопровождения взрослых. Но это противоречило федеральному законодательству, и прокуратуры субъектов опротестовали эти законы. Поэтому сейчас мы пошли несколько иным путем. Мы не вводили административную ответственность родителей местным административным кодексом, мы приняли закон, который обозначил те механизмы, которые позволяют не допускать нахождения детей в ночное время вне дома", - отмечает собеседник.
"Мы обозначили это через обязанность родителей воспитывать детей, которая прописана в федеральном законе, то, что они должны защищать их, не отпуская ночью одних на улицу.
В конвенции ООН о правах ребенка четко сказано о том, что государство принимает все меры, в том числе и правовые, для защиты несовершеннолетнего, его жизни, здоровья и так далее", - рассказывает Алексей Резник. По его словам, основным правовым механизмом реализации этого стал "детский закон" в Краснодарском крае. Этот же закон опробовал и функциональные механизмы этой идеи, которых ранее не было.
По словам Алексея Резника, перед тем, как разработать "детский закон" и принять его, специалисты администрации Краснодарского края изучали зарубежный опыт. "Мы связывались с представителями зарубежья - с немцами, с французами. У них там все пожестче в этом плане - запреты даны изначальные. И была еще проблема, чтобы решить этот вопрос с общественностью, с родительской, подростковой, с жителями края - как они этот вопрос воспримут. Проводились социологические опросы, встречи на самом высоком уровне, масштабные совещания, для того, чтобы дать понять людям, разъяснить, что мы не делаем запрет и не ограничиваем права на нахождение ребенка на улице. Мы просто обозначили: родители, в ночное время будьте рядом с ребенком", - сказал он.
"Это было сложно, но мы нашли соответствующий механизм. Создали межведомственные группы, которые координировали работу ночных рейдовых групп, координировали работу по выявлению детей, находящихся в социально-опасном положении", - рассказывает Алексей Резник.
Ранее эксперт Новороссийского комитета по правам человека (НКПЧ) Вадим Карастелев заявлял, что результатом года работы так называемого "детского закона" в Краснодарском крае стало увеличение страха молодежи перед людьми в милицейской форме.
По мнению же чиновников, за год реализации закона в крае наблюдается серьезное снижение подростковой преступности, а также снижение количества преступлений и в отношении подростков.