Представители Южной Осетии недовольны итогами встречи в Эргнети
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Заместитель полномочного представителя президента Южной Осетии по постконфликтному урегулированию Мераб Чигоев считает последнюю встречу по предотвращению инцидентов, прошедшую в селении Эргнети Горийского района на границе Грузии и Южной Осетии 24 сентября, безрезультатной.
По его словам, грузинская сторона очень часто принимает желаемое за действительное, и это, в основном, происходит при молчаливом согласии представителей миссии Евросоюза.
Напомним, что руководитель миссии наблюдателей Евросоюза (МНЕС) посол Хансйорг Хабер, комментируя встречу 24 сентября, отметил, что на ней достигнут небольшой прогресс.
Ранее сообщалось, что на прошлой встрече представителей Грузии, Южной Осетии и России в середине августа в населенном пункте Двани осетинская сторона признала факты обстрелов со своей территории и пообещала расследовать инциденты.
"Грузинская сторона, заявляя о том, что юго-осетинская сторона признала факты обстрелов со своей территории, в очередной раз пустила утку", - заявил Мераб Чигоев корреспонденту "Кавказского узла". Он отмечает, что во время встречи Южная Осетия обещала провести соответствующую проверку и, в случае подтверждения того, что обстрел велся с ее стороны, обещала наказать виновных независимо от того, кто это был: простые граждане или представители силовых структур.
"Мы это тогда, во время предыдущей встречи, предложили грузинской стороне, потому что не было известно откуда велась стрельба", – отметил Чигоев. Но, по его словам, сейчас никаких фактов, подтверждающих то, что обстрел в сторону Двани велся с осетинской стороны, не было обнаружено.
По словам Фабера, участники встречи договорились расследовать подрыв грузинской полицейской машины. По данным МВД Грузии, незадолго до начала встречи, утром 24 сентября грузинская полицейская машина подорвалась на мине с часовым механизмом во время патрулирования вблизи села Двани Карельского района близ Южной Осетии. В результате взрыва жертв и пострадавших не было.
"Что касается подрыва машины, то мина была якобы заложена на нейтральной стороне. Грузинская сторона заявляет, что на самом деле это их территория, но реально ее контролируют осетинские силовые структуры. Фактически же это нейтральная территория, она не контролируется реально ни нами, ни грузинской стороной", - заявил Чигоев.
По его словам, юго-осетинская сторона не знает, был ли действительно подрыв, потому что к началу рабочей встречи у нее такой информации не было. "Со слов представителей полиции Грузии, взрыв якобы произошел на проселочной дороге в 100 метрах от реки Пронэ. Если мина была действительно подорвана, то каким образом произошло так, что, когда полицейская машина ехала, то она недалеко именно от этого места затормозила, и в это время был произведен подрыв. Что, они знали, что там заложена мина, и поэтому затормозили? И так оказалось, что никто из них не пострадал", - говорит Чигоев.
Он отмечает, что сказал грузинской стороне, что Южная Осетия проведет соответствующую проверку.
По словам Чигоева, на повестку дня встречи грузинская сторона включила и вопрос о задержанных в Южной Осетии гражданах Грузии.
Ранее Хансйорг Хабер сообщил, что на встрече стороны также обсудили меры безопасности и вопрос об освобождении Цхинвалом грузинских заключенных. Напомним, что на предыдущей встрече грузинская сторона поставила вопрос о шести грузинских жителях, задержанных в селе Мосабруни Ахалгорского района. Ранее в Цхинвале заявляли, что местные жители были задержаны по обвинению в контрабанде леса.
"Наша позиция по этому вопросу совершенно очевидна. В начале этого года, во время рабочих встреч в селах Эргнети, Двани, в которых участвовали комиссар Евросоюза по правам человека Хаммарберг, наш Уполномоченный по правам человека Санакоев, а с грузинской стороны присутствовали председатель одного из комитетов парламента Грузии Таргамадзе, начальник одного из департаментов МВД Грузии Утиашвили и в присутствии, или с участием Католикоса Грузии Ильи Второго, была достигнута договоренность обменять всех граждан Южной Осетии на всех граждан Грузии. Т.е. обменять всех на всех, без всяких условий", - напомнил Чигоев.
По его словам, прошло время, и на одной из встреч грузинская сторона уже не согласилась на такой вариант. "И на этих встречах стало ясно, что не будет ни Таргамадзе, ни Ильи Второго, естественно (он только иногда присутствует), ни Хаммарберга, т.е. всех тех, кто договаривались по этому вопросу. Они были заменены грузинской стороны на других людей. И грузинская сторона предложила сделать так: "Давайте обменяем все на всех, но только тех, кто были задержаны или похищены после войны августа прошлого года", - рассказывает Чигоев.
Сегодня, по его словам, похищенных со стороны Южной Осетии после августа прошлого года граждан в руках правоохранительных органов – 5 человек, граждан Грузии, которые осуждены или находятся на стадии расследования в прокуратуре или в МВД Южной Осетии – 11 человек.
"Мы готовы обменять всех на всех, без условий. Потому что это не юридическая акция, это чисто гуманитарная акция. Мы им сказали - мы вам передаем всех задержанных, зачем ограничивать какими-то сроком наших граждан, осужденных и задержанных вами. И если они считают что тот или иной гражданин Южной Осетии совершил очень тяжкое преступление, то они будут находиться в местах лишения свободы Южной Осетии. Но грузинская сторона отказалась, и даже не мотивировали свой отказ", - отметил Чигоев.
По словам Чигоева, осетинская сторона несколько раз вообще отказывалась от встреч, потому что грузинская сторона не признавала факт нахождения у них трех граждан Южной Осетии: Хугаева Алана, Хачирова Алана и Плиева Солтана.
"Они их считают без вести пропавшими. Для нас они не без вести пропавшие, потому что у нас есть видеозапись с места, где их держали, свидетельские показания, подтверждающие, что они находились в руках силовых структур Грузии. Мы требуем от грузинской стороны сказать нам, какова их судьба. Но, к сожалению, дальше пустых обещаний и представителей Евросоюза по поводу судьбы этих людей, они не идут", – подчеркнул заместитель полномочного представителя Президента Южной Осетии по постконфликтному урегулированию.
Отметим, что на повестке рабочих групп стоит и вопрос о задержанных грузинскими правоохранительными органами граждан РФ и Южной Осетии, которые нелегально пересекли границу. По словам Чигоева, и их не освободила грузинская сторона, несмотря на договоренности, которые были достигнуты и на дискуссиях в Женеве, и на рабочих встречах в Эргнети и в Двани.
"За последние два месяца мы передали грузинской стороне 26 их граждан, которые нелегально пересекли нашу границу. Из граждан Южной Осетии были три человека, которые нарушили грузинскую границу. Это одинаковое правонарушение, как с нашей, так и с грузинской стороны", – сказал Мераб Чигоев.
"Но наших граждан задержали, возбудили против них уголовные дела, и основанием этого считают, что они являются гражданами РФ, и что якобы нарушили грузино-российскую границу. И на наши обоснованные заявления о том, что эти граждане являются одновременно и нашими гражданами, они во внимание не принимаю. Грузинская сторона считает их жителями городов Алагир и Дзержинск. Многие наши граждане имеют двойное гражданство и очень многие проживают одновременно и в Южной Осетии и в Российской Федерации", - отметил Мераб Чигоев.
Встречи в рамках механизма по предотвращению инцидентов проходят при организационной поддержке Миссии ЕС по наблюдению в Грузии, в них принимают участие представители грузинской, российской и югоосетинской сторон. Очередная встреча в рамках механизма по предотвращению инцидентов в зоне югоосетинского конфликта состоится через три недели, 15 октября, в этом же месте.
Напомним, что консенсус по предложениям о выработке механизма совместного предотвращения инцидентов и механизма реагирования на них был достигнут на четвертом раунде Женевских переговоров 17-18 февраля 2009 года.