В Турции снимут фильм о чеченском шейхе Кунта-хаджи

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Фильм о самом известном и почитаемом чеченском святом, шейхе Кунта-хаджи Кишиеве, жившим и проповедовавшем в 19 веке, в самый разгар Кавказской войны, будет снят турецким режиссером. В Чечне идея съемок фильма поддержана.

В муфтияте Чечни сообщили, что для участия в съемках в Турцию отправится группа последователей учения Кунта-хаджи Кишиева, которая будет исполнять религиозный обряд зикр (коллективное радение), начинающийся медленным перемещением по кругу и переходящим в быстрый бег. Согласно традиции, шумный зикр символизирует кружение ангелов вокруг трона Аллаха.

По данным источника, сценарий фильма уже полностью готов "В фильме будут эпизоды, связанные с недавним обнаружением в турецком селении Мерджин зиярта (могилы) Мовсара-хаджи Кишиева - старшего брата и сподвижника Кунта-хаджи. Также в фильме будет показан обряд зикр", - сказал в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" работник муфтията Чечни.

Собеседник также отметил, что в конце августа текущего года в селе Мерджин в Турции была обнаружена могила старшего брата Кунта-хаджи Кишиева - Мовсара. Выяснилось, что зиярат Мовсара-хаджи Кишиева является местом паломничества жителей близлежащих турецких провинций, этнических чеченцев, которые эмигрировали в Турцию еще в 19 веке.

Шейх Кунта-хаджи Кишиев родился предположительно в 1829 году в селе Мелча-Хи (Гудермесский район республики). Семья вскоре переселилась в горный аул Илсхан-юрт, где и прошло детство Кунты. В 18 лет он ушел в паломничество в Саудовскую Аравию, во время которого вступил в суфийский орден Кадирийя. Вернувшись из хаджа в Мекку, Кунта-хаджи стал проповедовать идеи смирения и непротивления злу насилием, что было крайне негативно воспринято имамом Шамилем, который призывал народы Кавказа к газавату (священной войне) против неверных, и Кунта-хаджи подвергся гонениям. Причем гонения последовали не только со стороны Шамиля, но и царской администрации.

В 1861-1864 годах вирд (братство) Кунта-хаджи Кишиева становится крупнейшим в Чечне. По некоторым данным, к нему примкнуло до 60 процентов чеченцев. Вирд был четко структурирован: в крупные села были назначены вакилы (поверенные) Кунта-хаджи, им подчинялись тамады (старшие), а последним - туркхи (глашатаи), руководившие отдельными группами рядовых мюридов.

В январе 1864 года по доносу мулл и личному распоряжению великого князя Михаила Романова Кунта-Хаджи вместе с ближайшими мюридами был арестован и отправлен на вечную ссылку в город Устюжна Новгородской губернии. Арест Кишиева вызвал крайне негативную реакцию в Чечне. Несколько тысяч последователей Кунта-Хаджи, в том числе женщины, собравшись в Шали, потребовали его освобождения, а затем, побросав огнестрельное оружие, с одними кинжалами направились на позиции царских войск. По собравшимся был открыт огонь из пушек и ружей, в результате чего погибло до 400 человек.

Последователи Кунта-хаджи Кишиева до сих пор говорят, что шейх должен вернуться и принести в Чечню мир и спокойствие. Кунта-хаджи считается одним из 356 мусульманских святых (эвлия), постоянно живущих на земле и спасающих человечество. Многие жители Чечни считают, что  Кунта-Хаджи до сих пор ходит по республике и является людям в трудную минуту. Некоторые утверждают даже, что его много раз видели во время бомбежек и артобстрелов населенных пунктов в первую и вторую военную кампании.

Могила матери Кунта-хаджи - Хеди, в селе Гуни, является главной чеченской святыней и местом паломничества. В Чечне Кунта-хаджи Кишиева считают одним из первых пацифистов, идеи которого перенял даже Лев Толстой.

В своем последнем обращении к народу Кунта-хаджи Кишиев заявил: "Братья! Мы из-за систематических восстаний катастрофически уменьшаемся числом. Царская власть уже твердо укрепилась в нашем крае. Я не верю в сообщения и хабары (разговоры), что из Турции придут войска для нашего освобождения, что турецкий султан желает нашего освобождения из-под ига русских. Это неправда, так как сам султан является таким же деспотом, как и русский царь".

"Верьте мне, я все это видел своими глазами, как видел прикрывающихся шариатом деспотов в арабских странах. Дальнейшее сопротивление властям Аллаху не угодно! И если скажут, чтобы вы шли в церкви - идите, ибо они только строения, - а мы в душе мусульмане. Если вас заставляют носить кресты - носите их, так как это только железки, оставаясь в душе мусульманами. Но! Если ваших женщин будут использовать и насиловать, вас заставлять забыть язык, культуру и обычаи, - подымайтесь и бейтесь до последнего оставшегося! Свобода и честь народа это - его язык, обычаи и культура, дружба и взаимопомощь, прощение друг другу обид и оскорблений, помощь вдовам и сиротам, разделение друг с другом последнего куска хлеба", - сказал шейх.

Позднее из направления Кунта-хаджи выделилось несколько самостоятельных вирдов - шейха Бамматгирея-хаджи из села Автуры (Шалинский район), шейха Чиммирзы из села Майрттуп (Курчалойский район), шейха Дени Арсанова (Надтеречный район) и шейха Батал-хаджи из ингушского селения Сурхахи. К вирду Кунта-хаджи Кишиева принадлежит и нынешний президент Чечни Рамзан Кадыров и многие из его близкого окружения.

Напомним, в августе в Чечне открыт Российский исламский университет имени Кунта-хаджи Кишиева. Эксперт Фонда Карнеги Алексей Малашенко ранее отметил, что Чечня переживает сегодня реисламизацию.

 

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"