Сотрудница ПЦ "Мемориал" в Краснодарском крае заявляет о давлении на нее при пересечении границы с Абхазией
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Анастасия Денисова, сотрудница Правозащитного центра "Мемориал" в Краснодарском крае, член и корреспондент Молодежного правозащитного движения, а также фотожурналист Юрий Иващенко были подвергнуты допросу российскими таможенниками и пограничниками при въезде и выезде из Абхазии. Все вещи были тщательно досмотрены.
20 августа 2009 года Анастасия вместе с фотожурналистом Юрием Иващенко отправилась в Республику Абхазия. Когда Анастасия проходила паспортный контроль на КПП "Адлер-автомобильный", она заметила, что ее паспорт вызвал некое оживление среди сотрудников КПП. Анастасию провели в закрытое помещение на территории пограничной службы. Ее просили заполнить таможенные декларации (вещей, подлежащих декларированию, у Анастасии не было), осмотрели вещи. Юрий и Анастасия провели на территории КПП более часа.
Через неделю, 27 августа, Анастасия и Юрий покидали Абхазию. На КПП правозащитницу и журналиста обязали заполнить декларацию. Сотрудники пограничной службы допрашивали Анастасию, временами оказывая давление, угрожая. Багаж Анастасии досмотрели.
В 10:30 сотрудник таможенной службы А.С. Келешян предложил им заполнить таможенные декларации, подчеркивая, что если при выезде из России их не интересовали "печатные издания" и "носители информации", то на въезде их необходимо декларировать. "Нас несколько раз спросили, кто мы, на что я отвечала, что являюсь членом и корреспондентом Молодежного Правозащитного Движения (МПД), предъявив удостоверение, а фотожурналист предъявил свое удостоверение прессы", - рассказала Денисова. Затем был произведен проведен досмотр их вещей.
"Мы постоянно задавали два вопроса - на каком основании производится досмотр и в каком статусе мы находимся в закрытом помещении таможенного контроля. Нам сообщили, что основанием для досмотра является "подозрение в перевозе незаконной информации", - вспоминает правозащитница.
Затем, в помещение, где они находились, с переносным жестким диском в руках вошел майор пограничной службы Андрей Сергеевич Боровиков. Он заявил, что информацию из ноутбука будут копировать. Денисова и Иващенко настояли на соблюдении всех процедур, включая понятых и составление протокола. Фотожурналиста увели в соседнее закрытое помещение, и с этого момента процедуры в отношении их проходили в параллельном режиме.
В дальнейшем при допросе, представитель пограничной службы Александр Алексеевич Артюхов пояснил, что "правозащитников не любят, они создают проблемы", поэтому со мной и разбираются. Некий мужчина в военной форме и кроссовках, назвавшийся "Владимиром Борисовичем", подвергал сомнению подлинность предъявленного фотожурналистом удостоверения прессы и высказывал свое крайне негативное отношение к деятельности журналистов.
На вопросы правозащитницы - о телефоне начальника поста и т.п. - сотрудники пограничной службы отвечать отказывались. На этот раз на территории КПП Анастасии и Юрию пришлось провести почти 7 часов.
Анастасия оценила произошедшее с ней как давление на правозащитника.
Отметим, что и в других регионах ЮФО имеют место факты давления на правозащитников. Так, в Дагестане начали широко распространять сотни листовок, в которых говорится, что, поскольку "власти республики не способны бороться с экстремизмом, сами родственники будут мстить за ушедших и бороться за будущее своих детей".
При этом среди 250 людей, которым "родственники" собираются мстить, оказались "так называемые правозащитники, дежурные адвокаты и ручные журналисты, одни из которых печатаются под псевдонимами на экстремистских сайтах, а другие героизируют их на страницах газет". Поименно названы 16 человек.
Деятельность Правозащитного центра "Мемориал" в Чечне была приостановлена спустя несколько дней после того, как 15 июля была похищена, а затем найдена убитой на территории Ингушетии ведущая сотрудница этой организации Наталья Эстемирова. Руководитель "Мемориала" Олег Орлов прямо обвинил в ее смерти президента Чечни. Тот, в свою очередь, подал на правозащитника в суд.