Глава «Мемориала» дал объяснения по обвинениям в адрес президента Чечни
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Руководитель Правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов рассказал в ГУВД Москвы о том, что побудило его сделать заявления, которые стали причиной обращения в правоохранительные органы президента Чечни Рамзана Кадырова.
Как сообщал "Кавказский узел", 20 июля ГУВД Москвы приняло заявление адвоката президента Чечни Андрея Красненкова с просьбой возбудить уголовное дело против председателя Правозащитного центра "Мемориал" Олега Орлова. Красненков тогда заявил, что Орлов в своих публичных высказываниях допустил выражения, содержащие открытую клевету в адрес президента Чеченской республики Рамзана Кадырова. Позже адвокат сообщил, что Тверским судом Москвы возбуждено гражданское производство по иску президента Чечни к Олегу Орлову о защите чести, достоинства и деловой репутации.
По словам адвоката, в своем иске президент Чечни просит суд обязать ответчиков разместить на официальном сайте опровержение, а также взыскать с Орлова возмещение морального ущерба в размере 10 миллионов рублей.
Сегодня Орлов рассказал в ГУВД Москвы о том, что побудило его сделать заявления, которые стали причиной обращения в правоохранительные органы Кадырова. "Спрашивали о том, что говорил, что имел в виду, какие у меня основания. Я объяснил им свои доводы", - рассказал Орлов.
По словам правозащитника, "это было обычным процессуальным действием". Решение возбуждать или не возбуждать уголовное дело, по его словам, будет принято на следующей неделе, пишет "Интерфакс". На понедельник были намечены предварительные слушания по иску Кадырова, отмечает "Газета.Ru".
Ранее руководитель ПЦ "Мемориал" заявлял, что готов судиться с президентом Чечни, который подал в суд в связи с высказываниями Орлова об ответственности Кадырова за убийство правозащитницы Натальи Эстемировой. По словам Орлова, "это нормально, что Рамзан Кадыров решил разрешить конфликт в рамках права".
Напомним, что 16 июля, сразу после убийства чеченской правозащитницы Натальи Эстемировой руководство ПЦ "Мемориал" обвинило в смерти правозащитницы президента Чечни Рамзана Кадырова, и объявило о приостановлении деятельности организации на территории республики.
Правозащитный центр "Мемориал", в котором около десяти лет проработала Наталья Эстемирова, связывает убийство своей сотрудницы с политикой властей в Чечне. В заявлении "Мемориала" отмечается, что в России творится государственный террор, а Рамзан Кадыров сделал невозможной работу правозащитников в Чечне. По словам Орлова, Кадыров угрожал правозащитнице и, по некоторым данным, ее последние доклады о ситуации в Чеченской Республике вызвали ярость у чеченского президента.
В свою очередь президент Чечни в телефонном разговоре заверил Орлова в своей непричастности к смерти Эстемировой. Кадыров заявил, что доказательств его вины в смерти Эстемировой нет. "Если Кадыров виноват, если люди Кадырова виноваты, пусть докажут. Зачем Кадырову убивать женщину, которая никому не нужна? У нее чести, достоинства, совести не было никогда, и все равно я ее назначил председателем Совета (общественного совета при администрации Грозного - прим. "Кавказского узла")", – заявил Кадыров в эфире радиостанции "Свобода" 8 августа.
Эти слова президента Чечни вызвали резкое неодобрение у представителей неправительственных организаций республики. Одни восприняли это заявление как глумление над памятью убитой, другие – как предупреждение всем тем, кто пытается быть оппонентом действующей власти.
Ведущие западные СМИ, комментируя убийство Эстемировой, выразили обеспокоенность тем, что это уже не первое преступление против правозащитников и критиков президента Чечни Рамзана Кадырова и его кремлевских покровителей и советуют Медведеву отправить Кадырова в отставку. Президент России же считает, что убийство сотрудницы Правозащитного Центра "Мемориал" – это провокация, и уверен, что преступление будет раскрыто, а лица, его совершившие, будут наказаны в соответствии с российским уголовным законом.