Представители ПАСЕ: власти Азербайджана не прислушались к призывам освободить Новрузали Мамедова
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Содокладчики Мониторингового комитета ПАСЕ по Азербайджану Андрес Херкель (Эстония ) и Евгения Живкова (Болгария) огорчены тем, что власти Азербайджана не прислушались к призывам освободить умершего 17 августа редактора газеты "Толыши Садо" Новрузали Мамедова. Они также выразили сожаление утратой научного наследия Мамедова.
"Мы опечалены вестью о смерти в заключении видного представителя талышской этнической общины, редактора газеты "Толыши Садо", сотрудника Института языкознания Национальной академии наук Азербайджана", - говорится в заявлении представителей ПАСЕ в связи с кончиной Новрузали Мамедова, поступившем корреспонденту "Кавказского узла" из Бакинского офиса Совета Европы.
В заявлении представителей ПАСЕ отмечено, что Н.Мамедов был признан Азербайджанской федерацией правозащитных организаций политзаключенным.
"У ПАСЕ были серьезные сомнения относительно справедливости закрытого для общественности судебного процесса над ним, и, учитывая состояние здоровья Мамедова и исходя из принципов гуманизма ассамблея неоднократно призывала к освобождению этого человека. Но эти призывы не были услышаны", - сказано в документе.
"Вызывает сожаление, что правоохранительные органы при аресте Мамедова уничтожили его рукописи. Это означает безвозвратную потерю работы, которая была бы полезной для изучения талышского культурного наследия, говорится в заявлении представителей ПАСЕ", - подчеркивается в заявлении Херкеля и Живковой.
Напомним, что в ходе своего визита в Баку в апреле этого года Херкель посетил Н.Мамедова в тюремном заключении.
18 августа Пенитенциарная служба Министерства юстиции Азербайджана заявила, что Новрузали Мамедов скончался в Медицинском учреждении Пенитенциарной службы Министерства юстиции в понедельник, 17 августа в 18.30. По предварительным данным, он умер от резкого тромбоза мозговых вен, однако, точная причина смерти станет известна только после проведения судебно-медицинской экспертизы. Мамедов страдал сердечной недостаточностью, гипертонией, аденомой простаты и рядом других болезней.
Новрузали Мамедов был похоронен 18 августа в родном селе Арчиван Астаринского района, на юге Азербайджана. Как сообщил корреспонденту "Кавказского узла" возглавлявший Комитет защиты прав Н. Мамедова Хилал Мамедов, в похоронах приняло участие большое количество людей не только из разных мест Астаринского района, но из Баку, окрестных районов и даже из Ирана.
Правозащитники считают, что гибель Мамедова ударит по имиджу властей Азербайджана.
Представители талышей осудили действия властей Азербайджана в отношении Новрузали Мамедова. "Власти сделали все для физической ликвидации Новрузали Мамедова. Сначала больного пожилого человека, ученого-лингвиста осудили к 10 годам лишения свободы. А потом, когда Новрузали Мамедову было совсем тяжело, его долго не лечили. Человеку даже не дали спокойно умереть в кругу своих родных. Ведь ясно было, что Новрузали Мамедов доживает последние дни, и его могли бы освободить по состоянию здоровья", - сказал Хилал Мамедов, в прошлом возглавлявший партию Равенства народов Азербайджана.
Как ранее сообщал "Кавказский узел", 24 июня 2008 г. в Суде по тяжким преступлениям Азербайджана завершился процесс по делу главы Талышского культурного центра, главного редактора газеты "Толыши садо" ("Голос талыша") Новрузали Мамедова и ответственного секретаря газеты "Толыши садо" Эльмана Гулиева, обвиняемых "в измене государству".
Вердикт был объявлен судьей в первой половине дня без участия адвокатов и родственников подсудимых, а также журналистов.
Как сообщили в суде, оба подсудимых признаны виновными по статье 274 УК (измена государству) и приговорены: Мамедов к 10 годам лишения свободы (без конфискации имущества), Гулиев - к 6 годам тюремного заключения (без конфискации имущества). Оба будут отбывать наказание в колонии строго режима.
Адвокат Мамедова Рамиз Мамедов назвал "тайное вынесение приговора еще одним доказательством сфабрикованного характера данного дела".
В целом, комментируя ход судебного процесса, который проходил в закрытом режиме, Мамедов заявил, что "суд не доказал вину Новрузали Мамедова". По его словам, "следствие проводилось с нарушениями закона".
17 февраля 2007 года Мамедова обвинили в шпионаже. Однако следствие так и не смогло предоставить веских доказательств вины Мамедова, продолжил адвокат. Единственным доказательством вины Мамедова были показания другого осужденного по этому делу - Эльмана Гулиева, арестованного 16 февраля 2007 года по тому же обвинению. Последний показал, что, будучи в Иране, получил деньги для финансирования газеты "Толыши садо".
Н.Мамедову инкриминировалось также сотрудничество с учеными Америки, Канады, Великобритании, Германии, Ирана. Тот факт, что эти ученые писали работы о талышском языке, был расценен как содействие в осуществлении деятельности в пользу иностранных государств, заявил адвокат осужденного.
По мнению Хилала Мамедова, "тем самым спецслужбы Азербайджана проводят профилактическую работу, чтобы национальные меньшинства не вели борьбу за свои права".
Что касается показаний другого осужденного, Эльмана Гулиева, о получении Новурзали Мамедовым финансовой помощи от Ирана для финансирования газеты "Толыши садо", то Хилал Мамедов объяснил это "возможными посулами Гулиеву со стороны следствия".
Известный политолог Зардушт Ализаде также сомневается в виновности Новрузали Мамедова. По мнению Ализаде, "дело Новрузали Мамедова сфабриковано спецслужбами Азербайджана для того, чтобы показать Западу наличие иранской угрозы".
"Это делается с целью оправдать нарушение демократических норм необходимостью предотвращения угрозы со стороны Ирана и избежать, таким образом, критики Запада, имеющего в Азербайджане экономические и геополитические интересы", - сказал Ализаде.