Н. Эстемирова: "Тут прямо какой-то вал преступлений... Захлебываемся в работе"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
14 июля, за день до похищения и убийства сотрудницы Правозащитного центра "Мемориал" Натальи Эстемировой корреспондент "Кавказского узла" по телефону взял у нее интервью, в ходе которого правозашитница прокомментировала недавние совершенные в Чечне убийства и похищение, и пообещала позднее дать больше информации об этих случаях.
Корреспондент, в частности, просил Наталью Эстемирову рассказать, что ей известно о лицах, расстрелянных в ночь на 13 июля в Урус-Мартановском (между селениями Гой-Чу и Алхазурово) и Шалинском (между селениями Чири-Юрт и Дуба-Юрт) районах Чечни, и сообщить, что нового стало известно о похищении 7 июля в селе Джугурты Курчалоевского района Чечни сына и отца Альбековых. Согласно свидетельствам очевидцев, похитители публично казнили Ризвана Альбекова, а судьба его сына Азиза до сих пор неизвестна.
Первая телефонная беседа корреспондента "Кавказского узла" с Натальей Эстемировой состоялась примерно около полудня.
Корр. "КУ": Здравствуйте. Я по поводу Альбековых. Вы могли бы мне рассказать, какая есть информация о том что там случилось в Курчалоевском районе?
НЭ: Один человек Рамзан (отец) расстрелян перед свидетелями, которые теперь, конечно, говорить не будут. А Азиз до сих пор остается неизвестно где. Я хочу еще добавить, что эта семья выиграла иск в Европейском суде. Один из них подорвался на мине..
Корр. "КУ": В 2000-м году?
НЭ: Да, и 8 октября прошлого года они выиграли Европейский суд.
Корр. "КУ": А сейчас что? Они чем хоть примерно занимались? Где работали?
НЭ: Они абсолютно простые люди. Ничем предосудительным они не занимались. А сын - ему сколько лет было? (С кем-то разговаривает, кто находится рядом - прим. корр. "Кавказского узла"). Он школу только закончил. В этом году. Они жили на Ставрополье. И только год как вернулись сюда. Они 26 лет жили на Ставрополье. Только год как вернулись. Сын только закончил школу.
Корр. "КУ": А что же там случилось? Похитители - это действительно были люди в форме правоохранительных органов? На них были какие-то опознавательные знаки?
НЭ: Это сотрудники российских силовых структур. Которые не просто при свидетелях, которые взяли двух парней, и еще двух ребят из села привезли, и при этих четверых они расстреляли этого человека. И сказали, что этот человек помогал боевикам.
Корр. "КУ": То есть прямо так, прямо при людях?
НЭ: Именно так. И не только это. Я вам еще отправлю информацию. У нас тут прямо какой-то вал преступлений идет.
Корр. "КУ": А Вы сейчас не можете рассказать, что там еще?
НЭ: Людям категорически запретили говорить, им сказали: говорите, что, мол, Рамзан (Альбеков) умер от сердечного приступа.
Корр. "КУ": Это кто им сказал?
НЭ: Те же самые, видимо, кто и стрелял.
Корр. "КУ": Какая то официальная реакция властей уже есть? Обращались в прокуратуру?
НЭ: Нет. Они не обращались никуда. Ни в прокуратуру... Им запрещено это.
Корр. "КУ": То есть как запрещено? То что им сказали - так и они...
НЭ: Мы уже запрос делаем по этому поводу, и есть же информация с "Кавказского узла", но пока нормальных следственных действий, как это ведется, нет.
Корр. "КУ": Но в прокуратуре уже известно об этом факте?
НЭ: Да. Вы знаете, если честно, я не могу сейчас говорить...
Корр. "КУ": Понял, я тогда попозже вам перезвоню...
Второй звонок состоялся 14 июля ближе к вечеру.
Корр. "КУ": Это снова Дмитрий, с "Кавказского узла". Я по поводу расстрелянных (в ночь на 13 июля) людей, что-то еще стало известно?
НЭ: Пока упоминаются убитые жители Чечни, но пока официальной информации, кто были эти люди, нет. Я могу назвать их фамилии. Тех, кто были сейчас расстреляны. Это возле Алхазурово. В Урус-Мартановском районе, между Гой Чу и Алхазурово. Это были.. (называет несколько фамилий - прим. корр. "Кавказского узла").
Корр. "КУ": Прошу извинить, просто боюсь сделать ошибку, на слух тяжело правильно записать фамилии, если у Вас получится - Вы могли бы выслать мне на электронную почту имена этих людей? У вас сейчас будет в ближайшее время доступ в Интернет?
НЭ: Да.
Корр. "КУ": Пока я понял что, видимо, все произошло возле блокпоста, я знаю, что это такое. Я ездил в командировки в Чечню. Блокпост, ехала машина, и обычно это происходит как? Машина может проехать, и ее начинают расстреливать. Я так понял, там произошло что-то вроде этого? Или действительно было какое-то вооруженное сопротивление?
НЭ: Говорится, что при попытке задержания эти люди оказали вооруженное сопротивление и были уничтожены. Вы знаете, передо мной сейчас официальное сообщение, которое просто еще не было опубликовано...
Корр. "КУ": А что за люди были? Действительно какие-то боевики?
НЭ: Я пока не знаю, это пока еще надо все посмотреть. Потому что мы тут захлебываемся в этой работе. И пока так сразу у нас все не получается. Может быть, реально это были ребята, которые ушли ("в лес" - прим. "Кавказского узла"). Это реально может быть так. Вопрос - почему они ушли?
Корр. "КУ": Этот вопрос, как-то так выходит, что он обычно уже никого и не интересует...У нас думают по другому, если был автомат, значит надо уничтожать... Я был бы Вам очень признателен, если бы Вы скинули мне фамилии убитых и буквально несколько предложений, как комментарий, по поводу этого эпизода, что известно на данный момент. К Вам уже обращение было по этому эпизоду?
НЭ: Нет.
Корр. "КУ": Не было еще?
НЭ: Нет. 11-го их родители обратились в милицию, сказали, что они исчезли. А 12-го (в ночь на 13-е июля- прим. "Кавказского узла") произошло вот это... Это то, что я знаю. К нам родители не обращались.
Корр. "КУ": А "исчезли" - что под этим подразумевается?
НЭ: Тут говорится не о похищении, а об "исчезновении".
Корр. "КУ": Выходит, ушли из дома? Так?
НЭ: Нет, абсолютно не понятно. То ли из дома, то ли они ушли, и не вернулись, и так далее. Это все что угодно может быть.
Корр. "КУ": Их забрали, или они сами?
НЭ: Нет. Тут не говорится что забрали - тут говорится, что родители сообщили об исчезновении.
Корр. "КУ": Я вот просто пытаюсь логику понять, если исчезает человек из дома, грубо говоря, неужели какой-нибудь житель, например, Урус-Мартановского района пойдет в милицию говорить, что он исчез? Это же сразу.. Все.
НЭ: Нет, почему же? Это бывает. Такое бывает. Когда приходят и говорят вот у меня сын исчез, и родители-то уверены, что его где-то задержали, что-то такое. А это бывает так - бывает, силой задержали, а бывает, что ушел.
Корр. "КУ": Я имею в виду, что если он ушел "в лес", это же должно быть как-то видно? Что он как-то до этого...
НЭ: Это может быть абсолютно не видно. Это может быть так: сказал, что пойду купить брюки на базар, и все - исчез.
Корр. "КУ": Понятно. Наталья, я тогда не буду Вас отвлекать, Вы как сможете сбросьте мне сообщение на почту, хорошо?
НЭ: Хорошо, договорились...
Это были последние слова, сказанные Натальей Эстемировой вечером 14 июля корреспонденту "Кавказского узла". В тот день сообщения от нее он так и не получил. В течение дня 15 июля, пока еще не было известно о похищении, корреспондент написал на ее электронный адрес 2 письма с просьбой выслать ему обещанную правозащитницей накануне по телефону информацию и список убитых людей. До обеда корреспондент "Кавказского узла" звонил Наталье, но аппарат вызываемого абонента был выключен или находился вне зоны действия сети. Потом стало известно, что Наталью похитили. Чуть позже поступила информация о том, что ее нашли уже не живой.
Наталья Эстемирова в своих интервью "Кавказскому узлу" не раз упоминала, что сообщения "Кавказского узла" находятся под пристальным вниманием местных властей. По ее словам, обнародованием на сайте информации, которую власть придержащие хотели бы скрыть, дело предается огласке, и властям тогда приходится как-то на это реагировать. "Может, это кого-то спасет, - выражала надежду правозащитница. - Или как-то повлияет на сложную ситуацию в Чечне".
В своих интервью Эстемирова упоминала о том, что сейчас родственники убитых людей напуганы настолько, что не будут никуда ничего сообщать или писать заявления. Они боятся за свою жизнь.
Во время последнего телефонного разговора с Натальей Эстемировой корреспондент "Кавказского узла" также понял, что рядом с ней находились какие-то люди - Наталья периодически что-то у них уточняла. Она не хотела долго разговаривать при этих людях.