Войны России с Грузией не случилось, однако эксперты до сих пор обсуждают ее возможность
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Предсказанной войны России с Грузией не случилось, но споры о ее возможности не прекращаются. У экспертов до сих пор нет единого мнения. Военный эксперт Павел Фельгенгауер говорит, что война вероятна во второй половине июля, а политолог Сергей Маркедонов – что для войны нет повода ни у России, ни у Грузии.
О новой войне активно заговорили после публикации в британской газете The Times, где Андрей Илларионов, президент Института экономического анализа пророчил начало войны после завершения учений "Кавказ-2009", а военный эксперт Фельгенгауэр полагал, что вероятность войны составляет 50-80 процентов.
"Уже 10 июля, и все тихо и мирно на границе с Грузией. Илларионову надо с покаянием сдать свой кавказоведческий прогноз. Покаяться, мол, простите меня, ввел в заблуждение по поводу шестого числа. По поводу предсказаний Фельгенгауэра, мой британский друг Джордж Хьюит, кавказовед, эксперт научного центра восточных и африканских исследований, в письме высказал блестящую фразу: "Фельгенгауэр столько раз пророчил войну России и Грузии, что один раз должно было получиться", – заявил корреспонденту "Кавказского узла" Сергей Маркедонов, заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа.
Теперь Павел Фельгенгауэр, хоть и подтверждает опасность войны в июле, но уже не столь категоричен. "Если до 10 сентября ничего не начнется, тогда вообще ничего не будет. Я все силы прилагаю, чтобы этой войны не случилось. Встречаюсь с людьми, пишу, но результатов нет", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Павел Фельгенгауэр. Он уверен, что ситуация в Грузии зависит от оценки российских властей приезда президента США Барака Обамы.
"Американский президент в Москве занимался эписментом (appeasement – "успокоение" по-английски – прим. "Кавказского узла"), умиротворением российской власти и ее восхвалением, то есть изображал из себя герцога Шредера. Поможет ли это Америке достичь своих политически целей, неизвестно, но действовал он очень цинично. Все это определится достаточно быстро. Реакция отразится, скорее всего, на стране Саакашвили, так как там сейчас наиболее острый вопрос. Все к этому готово – российские войска на учениях вполне подготовились. Если Обаму восприняли как слабака, Грузии будет плохо", - считает военный эксперт.
На вопрос о том, может ли допуск Барака Обамы к гражданскому обществу указывать на то, что Кремль пошел на уступки Вашингтону, он ответил: "Мы это узнаем. Обама вел себя аккуратно. Никаких разговоров по нарушениям правам человека, Политковскую или Ходорковского не упоминал, разговаривал языком Суркова. Объяснял российским правозащитникам, как им повезло работать в этой стране. А все потому, что в Америке столько проблем, что их не интересуют права человека в России".
У Сергея Маркедонова своя точка зрения на этот вопрос. "Не президент Вануату приехал, а президент страны, которая сегодня определяет внешнеполитическую повестку дня в мире. Страны, у которой с Россией есть масса общих интересов, будь то СНВ, ПРО, Афганистан, Иран или Корея", - считает эксперт.
По его словам, гражданское общество, которое встречалось с Обамой, не является "народническо-террористическим", а "играет по правилам российского политического класса".
"Не надо говорить про какие-то уступки. Процесс перезагрузки начался, первые робкие шаги сделаны навстречу друг другу. Этот процесс непростой, длительный, так как есть точки расхождения. На итоговой пресс-конференции Обамы это было даже видно, когда он говорил о Грузии. Джо Байден, вице-президент, должен скоро посетить и Грузию, и Украину", - рассказал специалист Института политического и военного анализа.
Маркедонов уверен, что американцы не бросят Грузию в той степени, в какой это не будет мешать полностью их отношениям с Россией. "Есть же психологический аспект, они же не могут терять свое лицо или прямо говорить, что Джордж Буш — дурак, и мы вообще все делали неправильно, будем каяться. Так же не бывает. Политики, дипломаты будут вести торг, будут разговаривать, стоит ли поддерживать или не стоит", - говорит собеседник.
Джо Байдена Маркедонов оценивает как "вполне прагматичного политика". "Он поедет с этаким аудитом посмотреть на Грузию: насколько себе вменяемая элита, что там за оппозиция, что за власть, чего хотят. Американцы могут тысячу раз говорить, что Абхазия и Южная Осетия - части Грузии. В реальности же, желания и ресурсов, чтобы ситуацию решительно поменять, у них нет. И Грузия не является тем первым пунктом российско-американских отношений, который в Тбилиси хотели бы видеть. В реальности это не так. Только одним из вопросов не самого топа повестки дня", - говорит Маркедонов.
Касательно войны с Грузией, политолог не меняет своего мнения. "Я по-прежнему считаю, что России нет резона начинать войну", - заявил он.
Маркедонов считает, что после признания независимости Абхазии и Южной Осетии, РФ крайне не заинтересована в новой эскалации конфликта. "Там российские войска, режимы, поддерживающие Россию. Если какая-то конкуренция есть, она внутриполитическая. Если бы было желание оккупировать Тбилиси, это было бы уже сделано в августе прошлого года. Тем более тогда была пересменка в американской администрации", - считает эксперт.
"Надо понимать, что любой следующий после Саакашвили политик – как-то Аласания или Бурджанадзе - не будет пророссийским, скорее наоборот, тем более, если это будет на фоне военных действий", - рассказал Сергей Маркедонов.
По его словам, Грузия тоже не может быть сейчас заинтересованной в войне, поскольку "многие иллюзии уже рассеялись, так как положение далеко не самое выгодное" - Саакашвили не пользуется той симпатией Запада, что была во времена Буша в прошлом году. Новая администрация Обамы гораздо критичнее оценивает грузинского президента.
"Грузинские стратегические позиции гораздо хуже, чем были, исходя из географических соображений. Нет контроля в Абхазии над Кодори, в Южной Осетии нет контроля над Ахалгорским районом, нет контроля над четырьмя селами Лиахвского коридора, которые закрывали со стороны Джавы Цхинвали", - рассказал Сергей Маркедонов.
Россия не начнет новую войну в Грузии. Об этом заявил президент Грузии Михаил Саакашвили 9 июля вечером на заседании Совета нацбезопасности, оценивая итоги президента США Барака Обамы в Москву и сделанные им там заявления по Грузии.
"Сегодня я могу сказать, что все наши опасения и ожидания новой агрессии или попыток реванша, новой военной конфронтации не оправдались", - сказал Саакашвили.
Как ранее сообщал "Кавказский узел", о возможной войне с Россией заявил президент Грузии Михаил Саакашвили 25 июня во время интервью зарубежным средствам массовой информации. Он заявил, что Россия может начать новую войну против Грузии.