Кавказ за неделю: события 22-28 июня
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Покушение на президента Ингушетии и последовавшее в ответ усиление борьбы с вооруженным подпольем, суды над журналистами в Дагестане, борьба вокруг законов о деятельности НПО в Азербайджане, амнистия политзаключенных в Армении - об этих и других событиях в регионах Северного и Южного Кавказа читайте в подготовленном "Кавказским узлом" обзоре за неделю с 22 по 28 июня.
Покушение на президента Ингушетии
В Ингушетии, ставшей в последние годы одной из самых "горячих" точек Северного Кавказа, прошедшая неделя началась с громкого теракта, направленного против главы республики Юнус-Бека Евкурова. Утром в понедельник, 22 июня, в районе микрорайона "Центр-КамАЗ", на пути следования кортежа президента в Магас по федеральной трассе "Кавказ", взорвалась приблизившаяся к автомобилю Евкурова заминированная машина. Взрывное устройство привел в действие террорист-смертник. Мощность бомбы составила около 70 кг в тротиловом эквиваленте.
Евкурову удалось выжить, но он получил тяжелые ранения: у президента повреждены череп, грудная клетка и печень. В настоящее время Евкуров в тяжелом состоянии находится на лечении в Москве. По словам врачей, в его состоянии наблюдается положительная динамика, хотя президент все еще без сознания и на искусственной вентиляции легких.
Кроме главы Ингушетии, вследствие направленного против него теракта получили ранения двое сопровождавших его лиц - брат Евкурова Увайс (он также проходит лечение в Москве, в сознании и разговаривает) и водитель Рамзан Евкуров (из-за множественных ожогов и тяжелых травм черепа и печени его транспортировка в Москву оказалась невозможной, и врачи боролись за его жизнь в Ингушетии, однако 27 июня он скончался, не приходя в сознание). Охранник президента Мустафа Котиев погиб сразу после взрыва.
В пятницу, 26 июня, ответственность за покушение на Евкурова взяла на себя "специальная оперативная группа моджахедов" - сообщение об этом появилось на главной странице взломанного хакерами сайта Министерства печати Чечни. На сайте был также выложен текст с предупреждением в адрес президента Чечни Рамзана Кадырова - говорилось, что за Евкуровым последует и Кадыров.
В воскресенье, 28 июня, на одном из сайтов, поддерживающих боевиков, появилось сообщение о том, что ответственность за теракт против Евкурова взяла на себя группировка «Риядус Салихийн». В заявлении группировки уточнялось, что для проведения теракта был выбран "один из братьев".
Между тем, следствие склоняется к версии о том, что для теракта против Евкурова была использована женщина. К такой версии, в частности, привели найденные на месте теракта останки смертника - форма уцелевшего пальца ноги и тот факт, что на нем был педикюр. Останки доставлены для идентификации в спецлабораторию Ростова-на-Дону.
Сотрудники спецслужб подозревают также, что к организации теракта против Евкурова был причастен боевик Абдул-Малик Алиев, убитый 24 июня в спецоперации на окраине Назрани. Его спецслужбы считают также причастным к недавним громким убийствам в Ингушетии зампредседателя Верховного суда Ингушетии Азы Газгиреевой и бывшего-вице премьера республики Башира Аушева. Алиев мог организовать эти три преступления из мести за убийство в мае его родителей, полагают в правоохранительных органах.
Месть боевиков - одна из двух основных версий относительно мотивов покушения на Евкурова. Вторая версия, которую разрабатывает следствие, - борьба президента с криминалитетом и коррупцией в Ингушетии.
В отсутствие Евкурова обязанности президента Ингушетии исполняет Рашид Гайсанов, который ранее семь лет работал министром экономики Ингушетии.
Полемика Кадырова и Аушева
Беспрецедентный теракт против президента Ингушетии вызвал жесткую реакцию федерального центра и президента соседней с Ингушетией Чечни Кадырова, который заявил, что по поручению Медведева намерен возглавить борьбу с боевиками не только у себя в республике, но и в Ингушетии и в рамках этого усилить спецоперации против вооруженного подполья, которые проходят в обеих республиках с 16 мая.
Тем временем экс-президент Ингушетии Руслан Аушев, возвращения которого на пост главы республики добивалась ингушская оппозиция при президентстве Мурата Зязикова, заявил о готовности возглавить Ингушетию на период выздоровления Юнус-Бека Евкурова, высказав мнение, что усиление Кремлем роли Кадырова в борьбе с боевиками на Северном Кавказе может ухудшить ситуацию в регионе. Аушев также заявил, что разделять властные функции в Ингушетии и Чечне нецелесообразно, а Кадырову лучше бы заниматься решением проблем у себя в Чечне.
Рамзан Кадыров в ответ назвал заявления экс-президента Ингушетии Руслана Аушева о готовности возглавить Ингушетию "неуместными и некорректными", обвинив при этом Аушева в безответственном отношении к проблеме терроризма и заявив, что во время своего президентствта Аушев "укрывал на территории Ингушетии Масхадова, Басаева и других главарей бандформирований", следствием чего явилась нынешняя нестабильность в регионе.
По мнению эксперта Московского центра Карнеги А.Малашенко, покушение на Евкурова укрепило позиции Кадырова в регионе и повысило его авторитет в глазах Кремля, поскольку теракт против Евкурова может быть расценен Кремлем как доказательство того, что эффективнее всего с боевиками на Северном Кавказе борется президент Чечни, действующий чрезвычайно жестко, а методы Евкурова, способного на компромисс, российские власти могут счесть не оправдавшими себя.
Оппозиция Ингушетии в связи с покушением на Евкурова настаивает на проведении чрезвычайного съезда ингушского народа и винит силовые структуры республики в том, что они не обеспечили должную безопасность президенту. И.о.президента Ингушетии Гайсанов заявил, однако, что съезда не будет, поскольку в период отсутствия Евкурова проводить такой съезд неэтично. МВД Ингушетии предупредило оппозицию, что созыв съезда ингушского народа без решения главы республики будет рассматриваться как нарушение закона, а прокуратура уже вынесла предостережение лидеру ингушской оппозиции Магомеду Хазбиеву за призывы к проведению такого съезда.
Суды над "Черновиком" и хакерские атаки в Дагестане
В Дагестане минувшая неделя прошла спокойнее, чем в соседних Ингушетии и Чечне, но и здесь не обошлось без боестолкновений и терактов против сотрудников милиции. Кроме того, вооруженное подполье решило напомнить о себе в обращении, размещенном хакерами на сайте РИА "Дагестан", учредителем которого является Министерство по национальной политике, информации и внешним связям Дагестана. Это был уже второй за неделю взлом сайта с размещением на нем обращения от имени боевков - 20 июня таким же путем члены экстремистской группировки взяли на себя ответственность за убийство министра внутренних дел Дагестана Адильгерея Магомедтагирова.
На неделе от 22 июня в Дагестане должны были состояться судебные слушания по уголовному делу в отношении журналистов местной газеты "Черновик", обвиняемых в "возбуждении ненависти либо вражды или унижении человеческого достоинства". Однако 24 июня судья Ленинского суда Махачкалы по ходатайству прокуратуры отложил предварительные слушания по делу на неопределенный срок в связи с тем, что сторона обвинения не успела подготовиться к процессу. В тот же день сотрудникам газеты было сообщено о предъявлении им нового обвинения по результатам экспертиз 36 статей "Черновика".
Параллельно с уголовным делом против журналистов "Черновика", рассмотрением которого занимается райсуд Махачкалы, в Верховный суд Дагестана поступил иск от Россвязькомнадзора по республике с требованием о прекращении деятельности газеты "Черновик". Основанием для иска стали предупреждения, вынесенные ранее газете Россвязькомнадзором за публикацию статей, содержащих, согласно заключениям экспертиз, экстремистские высказывания.
После первых предварительных слушаний по иску Россвязькомнадзора, во время которых журналистов пришли поддержать более 240 человек, продолжить процесс было решено 25 июня. На следующем заседании, однако, было решено приостановить судебное разбирательство по иску Россвязькомнадзора к "Черновику" до проведения дополнительной лингвистической и психологической экспертизы публикаций газеты. Представители истца и ответчика выразили обоюдное согласие обратиться за экспертизой на предмет наличия в публикациях газеты экстремистских высказываний в Гильдию лингвистов-экспертов по информационным спорам в Москве.
Закон об НПО в Азербайджане: борьба и компромиссы
В Азербайджане "Комитет защиты гражданского общества", объединяющий около 170 неправительственных организаций (НПО), на прошедшей неделе продолжил борьбу против внесения в законодательство Азербайджана поправок, ограничивающих деятельность местных и иностранных НПО. Поправки предусматривали запрещение деятельности НПО без госрегистрации, отказ в регистрации по соображениям «национальной безопасности» и ограничения зарубежного финансирования институтов гражданского общества.
Экспертная группа Совета государственной поддержки НПО Азербайджана подготовила компромиссный вариант проекта поправок, однако и такой проект правозащитники сочли неприемлемым, заявив, что поправки, даже если будут приняты в облегченном варианте, серьезно осложнят деятельность "третьего сектора" в стране. Планируется вынесение новой редакции проекта поправок в закон об НПО на обсуждение 30 июня в парламенте Азербайджана.
23 июня трое членов Мониторинговой группы правозащитных организаций Азербайджана (МГПЗОА) срочно отбыли в Страсбург для встреч с представителями различных структур Совета Европы с целью их содействия в недопущении внесения в законодательство Азербайджана поправок, ограничивающих деятельность НПО.
Мониторинговый комитет ПАСЕ 24 июня призвал парламент Азербайджана связаться с Венецианской комиссией Совета Европы и получить ее заключение о пакете поправок, предложенных в закон о НПО, до их принятия.
Армения: амнистированные оппозиционеры против амнистии
В Армении 22 июня во исполнение нового закона "Об амнистии" были амнистированы четверо оппозиционеров, фигурировавших в нашумевшем процессе по "Делу семерых". Оппозиционеры были освобождены прямо в зале суда - сразу после оглашения им обвинительных приговоров, но тут же заявили, что будут добиваться обжалования вынесенных им "антизаконных приговоров". Оппозиционеры не считают себя виновными и не приемлют применения к их освобождению термина "амнистия", поскольку эта процедура предназначена для преступников.
23 июня из уголовно-исправительного учреждения «Кентрон» по амнистии также был отпущен на свободу экс-заместитель Генерального прокурора Армении, активист армянской оппозиции Гагик Джангирян. Он тоже не раз выступал против амнистии политзаключенным, мотивируя это тем, что они не совершали никаких преступлений, и потому понятие амнистии к ним неприменимо.
В свою очередь, представитель оппозиционного Армянского национального конгресса, главный редактор оппозиционной газеты "Айкакан жаманак" Никол Пашинян заявил, что хочет выйти из подполья, в котором он находится со 2 марта 2008 года, и продолжить свою политическую деятельность в тюрьме. По словам Пашиняна, он принял такое решение после объявления амнистии - увидев, что многие из его товарищей выходят на свободу.
Азербайджан и Армения неоднозначно встречали гостей-президентов
Громким событием в Азербайджане стал первый в истории визит в эту страну президента Израиля Шимона Переса, начавшийся 28 июня. Визит вызвал неоднозначную реакцию в азербайджанском обществе. Тогда как большинство политических партий поддержали приезд Переса в Баку, исламисты выступили против его визита, заявляя, что что после январских событий в секторе Газа Израиль потерял всякое доверие мусульманских государств, и потому приглашение президента Израиля - большая ошибка. Противники визита Переса 27 июня собрались в Баку на несанкционированный пикет. Акция была разогнана полицией.
По итогам переговоров президентов Азербайджана и Израиля в Баку были подписаны два межправительственных соглашения - о сотрудничестве в сфере культуры, образования и науки и о сотрудничестве в сфере информационно-коммуникационных технологий. Шимон Перес сообщил о готовности Израиля предложить Азербайджану "продуктивный обмен": технологии в обмен на нефть.
В Армении 24-25 июня по приглашению Сержа Саргсяна находился с визитом президент Грузии Михаил Саакашвили. Главы государств обсуждали проблемы безопасности на Южном Кавказе, в том числе армяно-турецкие и российско-грузинские отношения. Шла также речь о перспективах открытия контрольно-пропускного пункта "Верхний Ларс" на российско-грузинской границе, в функционировании которого заинтересована Армения.
Политические партии Армении намеревались провести в Ереване в связи с визитом президента Грузии митинг протеста и вручить Саакашвили петицию с требованием прекратить притеснение армянского населения Грузии, "превращение армянских церквей в Грузии в грузинские и их захват". Полицейские и военные, однако, не позволили митингующим развесить транспаранты и разогнали их акцию.
Президент Армении, в свою очередь, решил наградить грузинского коллегу высшей государственной наградой Армении Орденом чести - за "укрепление вековой армяно-грузинской дружбы" и "углубление сотрудничества Армении и Грузии". Такой жест Саргсяна вызвал неоднозначные оценки в России и Закавказье. В России ряд политиков восприняли это как "нетактичный и недружественный шаг по отношению к России"; из Азербайджана прозвучали упреки в том, что Армения не поддержала Грузию своей "вековой дружбой" во время войны с Россией; "с недоумением и возмущением" на новость о награждении в Армении президента Грузии отозвались в Южной Осетии.
В Южной Осетии анонсирована новая Конституция
В Южной Осетии 23 июня проходил второй этап второй сессии нового парламента. Депутаты утвердили трех заместителей спикера и структуру Парламента. Вице-спикерами стали: лидер партии "Единство" Зураб Кокоев, и представители фракции "Единства" Юрий Дзиццойты и Мира Цховребова. Планов назначить премьер-министра у депутатов пока нет - об этом по завершении сессии заявил журналистам спикер югоосетинского парламента Станислав Кочиев. Спикер также сообщил, что планируется принятие новой Конституции Южной Осетии.
Пойдет ли в проекте новой Конституции речь об увеличении президентского срока, пока неизвестно. Отметим, однако, что президент Южной Осетии Эдуард Кокойты в майском интервью "Кавказскому узлу" и "Газете.Ru" на вопрос, будет ли новый парламент менять Конституцию Южной Осетии и устанавливать возможность трех сроков президентства для одного человека, ответил отрицательно.