На суде по нападению на Нальчик обсуждался вопрос продления подсудимым срока содержания под стражей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Сегодня в Верховном суде Кабардино-Балкарии на заседании по уголовному делу по событиям 13 октября 2005 года по предложению председательствующей Галины Гориславской был обсужден вопрос продления срока содержания под стражей, очередной трехмесячный этап которого истекает 27 июня.
Руководитель группы государственных обвинителей Ольга Чибинева в своем выступлении подчеркнула, что мера пресечения в виде содержания под стражей должна быть продлена всем подсудимым в связи с тем, что они обвиняются в совершении тяжких и особо тяжких преступлений и "представляют особую опасность для Российской Федерации".
После этого председательствующая спросила мнение каждого из подсудимых. Некоторые предоставили решение этого вопроса "на усмотрение суда". Несколько человек оставили его "без комментариев", один даже поддержал обвинение.
Ряд подсудимых выступили с подробными речами о том, почему тому или иному из подсудимых надо изменить содержание под стражей на подписку о невыезде.
Подсудимый Аслан Беров, в частности, сказал, что восьмерым подсудимым, которые проходят по эпизоду нападения на ОМОН, и которых осенью 2006 года должны были судить отдельно, дополнительно были вменены еще две статьи.
"Нам были незаконно вменены в вину еще две статьи, хотя никаких дополнительных следственных мероприятий с нами в дальнейшем не проводилось. Это ставит нас в более оптимистичное положение", - сказал Аслан Беров. Он ходатайствовал изменить всей этой группе меру пресечения на подписку о невыезде или на домашний арест.
Подсудимый Артур Кучменов передал суду письменное заявление, которое было оглашено председательствующей. В нем говорилось, что после ареста он подвергся пыткам. В частности, он заявляет, что к его ушам подключался электрический ток, последствием которого стали постоянные головные боли.
"Мне трудно разговаривать, боли усиливаются от мимики лица. Поэтому я стараюсь не разговаривать, не открывать лишний раз рот. На мои жалобы санчасть СИЗО не реагирует. Один раз меня госпитализировали в больницу УФСИН, где меня ни разу не осмотрел врач. Я не в состоянии полноценно участвовать в судебном процессе", - говорится в заявлении подсудимого.
Кучменов просил изменить ему меру пресечения на подписку о невыезде или домашний арест, чтобы он мог получить квалифицированную медицинскую помощь.
Альбиян Малышев сказал, что он уверен, что "при объективном суде" его оправдают. "Но я не знаю, как получится объективный суд, если нас и обвиняет государство, и судит государство, и защищает государство", - сказал подсудимый, имея ввиду, что большинство адвокатов, участвующих в процессе – назначенные государством.
Анзор Машуков заявил, что "лично ему спокойнее в СИЗО". Он ходатайствовал об изменении меры пресечения на подписку о невыезде подсудимому Сергею Казиеву, который болеет гепатитом С и тромбофлебитом ног.
Мурат Мидов попросил изменить меру пресечения Казбеку Будтуеву, который, по его словам, сидит "ни за что".
Многие подсудимые ходатайствовали о том, чтобы изменить меру пресечения Казиеву Подсудимый Азрет Шаваев заявил, что может продемонстрировать суду свои выбитые зубы, но Казиев не может показать свою печень. "Какую повышенную опасность представляет для общества смертельно больной Казиев?" - спросил Шаваев.
Многие подсудимые жаловались на ухудшение состояние здоровья. Подсудимый Хуболов жаловался на боли в глазу. К нему пришлось вызывать врача в перерыве судебного заседания, который поставил ему диагноз "конъюнктивит". Подсудимый Сокмышев заявил, что у него диагностирована "болезнь Крона", кто-то пожаловался на боли в позвоночнике, кто-то - на малокровие.
Адвокат Псомиади отметила, что ситуация со здоровьем подсудимых будет ухудшаться, что будет мешать процессу, поэтому было бы лучше, если бы части подсудимых была изменена мера пресечения на подписку о невыезде.
Адвокат Лакунов заявил, что суд может принимать любое решение в отношении меры пресечения. На его взгляд, "самое законное решение – это то, которое самое справедливое". Все адвокаты ходатайствовали за своих подзащитных, кроме этого все просили изменить меру пресечения Сергею Казиеву.
Свое решение суд огласит в понедельник, 22 июня.
На скамье подсудимых - 58 человек. Они обвиняются в том, что 13 октября 2005 года в составе вооруженной преступной группы совершили нападение на объекты силовых структур Кабардино-Балкарии. Большинство подсудимых свою вину не признают. Часть подсудимых признали вину только по одной статье 222 УК РФ - ношение и хранение оружия. В ходе нападения погибли 15 мирных граждан, 35 сотрудников правоохранительных органов и 92 нападавших.
Предварительные слушания по делу о событиях 2005 года начались в октябре 2007 года. В марте 2008 года большинство подсудимых высказались за то, чтобы дело было рассмотрено с участием присяжных. В течение всего 2008 года по делу проходили предварительные слушания, на которых шел отбор присяжных. Однако до конца года сформировать коллегию присяжных так и не удалось.
20 февраля 2009 года Верховный суд Кабардино-Балкарии удовлетворил ходатайство государственного обвинения об отмене суда присяжных. Судом было принято решение о направлении дела председателю Верховного суда КБР для назначения коллегии из трех профессиональных судей.
20 апреля руководитель группы государственных обвинителей Ольга Чибинева закончила оглашать обвинительное заключение по этому делу. По версии обвинения, участники нападения на силовые структуры КБР преследовали цель захватить оружие, однако это им не удалось "по независящим от них причинам".
5 мая на заседании суда было принято решение изменить порядок судебного следствия, суд поддержал сторону обвинения, которая выдвинула ходатайство об опросе свидетелей в полном объеме, по объектам, где они побывали во время событий.