В горных районах Чечни продолжаются спецоперации против боевиков
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Сотрудники силовых структур Чечни продолжают вести в горных районах республики начавшиеся более месяца назад масштабные спецоперации по поиску и уничтожению участников вооруженных формирований. Жители этих районов неоднозначно оценивают действия силовиков.
"Мероприятия по ликвидации бандформирований, поиску и уничтожению из баз и схронов продолжаются в круглосуточном режиме. Следует отметить, что оставшиеся небольшие группы бандитов стараются избегать столкновений, постоянно перемещаются с места на место и в основном отсиживаются в труднодоступной горно-лесистой местности. Операции против бандитов будут продолжены в еще более активном режиме, поскольку президент Рамзан Кадыров поставил задачу ликвидировать все бандгруппы в течение двух недель", - заявил в разговоре с корреспондентом "Кавказского узла" офицер чеченской милиции.
Он положительно оценивает результаты проведенных в течение последнего месяца спецопераций против участников вооруженного подполья. "Во-первых, удалось уничтожить около трех десятков вооруженных бандитов. Во-вторых, серьезно дезорганизовать их деятельность, пресечь каналы поставки им продуктов питания и боеприпасов. В-третьих, найти и уничтожить большое количество их баз и схронов. Ну, и, наконец, есть большая вероятность того, что ранен Докку Умаров, один из немногих оставшихся в живых террористов", - говорит офицер.
Жители районов, где милиция и военные проводят свои спецоперации, оценивают ситуацию не столь однозначно. "Силовики, по большому счету, никакой активности не проявляют, - утверждает житель Шатойского района Имран. - Едут колонной автомашин до территории леса, затем оставляют транспорт, ставят палатки и ждут, пока их смена не кончится. Каких-то серьезных стычек с боевиками у них, насколько я знаю, за все это время не было, хотя группы боевиков здесь есть и никуда они не ушли".
По его словам, населению присутствие большого количества силовиков особых проблем не создает. Сотрудники правоохранительных органов, как заявил местный житель, в селах бывают редко.
"В селах не бывают, разве что иногда кто-нибудь заедет, чтобы что-то приобрести. С одной стороны их жаль, ведь неделями жить в палатках, мокнуть под дождем и ходить по горам, рискуя в любой момент напороться на фугас или попасть под обстрел. Но с другой - это их работа, они ее сами выбрали и получают за это деньги", - утверждает Имран.
Житель соседнего с Шатойским Веденского района Чечни Саид-Ахмад более критично настроен по отношению к сотрудникам силовых структур. По его словам, вместо того, чтобы "охотиться на боевиков", милиционеры и сотрудники администрации вызывают родственников ушедших в горы людей "и требует немедленно вернуть их домой, угрожая в противном случае всех уничтожить всю родню".
Кроме того, как говорит Сайд-Ахмад, особенно страдают жители на окраинах сел, к которым часто по ночам за едой приходят вооруженные боевики, а потом этих людей милиционеры обвиняют в пособничестве вооруженному подполью.
"К хозяевам домов, которые находятся на отшибе, время от времени по ночам приходят боевики и требуют еды. А что может сделать безоружный человек, против нескольких вооруженных до зубов людей? Приходится что-то давать, а наутро туда заявляются работники прокуратуры или милиции и начинают "трясти" хозяев, мол, почему это вы боевикам помогаете? А как должны поступать люди, если их ни милиция, ни прокуратура, ни кто-то еще не защищает и не защитит, если ночью боевики снова придут?" - недоумевает Саид-Ахмад.
Напомним, масштабные мероприятия, направленные на ликвидацию вооруженных формирований в ряде предгорных и горных районов Чеченской Республики, а также соседней Ингушетии ведутся с 16 мая.
По словам чеченского правозащитника, эксперта Московской Хельсинкской группы по Северному Кавказу Асламбека Апаева, ему известны факты гибели мирных жителей после отмены режима КТО в Чечне. "От некоторых граждан мне поступили заявления, в которых они говорили, что действия, совершенные против них, были проведены федеральными силовыми структурами. После совершения преступлений те, кто чудом остался жив, видели, как военные славянской внешности садились в "Уралы" и БТР. Так говорят очевидцы", - отмечает Апаев.
Он добавил, что проверки силовиков касались мирных жителей. "Но, на сколько мне известно, военные старались не нарушать права граждан. В гневе некоторые допускали такую оплошность из-за гибели товарищей, сослуживцев", - добавляет правозащитник.
У руководителя неправительственной организации "Правозащитный центр Чеченской республики" Микаила Эжиева данных о жертвах среди мирных граждан нет. "Есть информация о раненном мужчине, который случайно пострадал при обстреле села федеральными силами. Но мы не располагаем такой информацией, что военные нарушают права жителей", - заметил Эжиев. "Ситуация в Чечне после отмены КТО стала намного лучше. Не похоже на то, что происходило в республике в 1999-2005 годах", - резюмировал собеседник.
Глава пресс-службы МВД Чечни Магомед Дениев сообщил, что ему известны факты гибели мирных жителей. "На моей памяти пострадавшие были, когда произошел взрыв возле здания МВД", - говорит Дениев.
В последние дни деятельность силовых структур, задействованных в операциях, несколько спала, что побудило президента Рамзана Кадырова провести 17 июня в Грозном совещание с руководством правоохранительных органов, на котором он потребовал в течение двух недель покончить с остатками вооруженных формирований в республике.
8 июня силовиками было объявлено, что в Ингушетии предположительно убит и лидер кавказских боевиков Докку Умаров, но эта информация не нашла подтверждения. Теперь утверждается, что он был тяжело ранен. Число потерь со стороны силовых структур точно неизвестно, но приблизительно оценивается в 19 убитых и порядка 26 раненых.