Похищения и исчезновения людей в Дагестане в 2008 году

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Справка Правозащитного центра "Мемориал".

Проблема похищений в республике обострилась весной 2007 г., когда в Махачкале за короткое время были похищены не менее десяти молодых людей, пятеро из которых после этого бесследно исчезли (подробнее здесь).

По официальной информации из прокуратуры Республики Дагестан, в 2007 г. в органы прокуратуры Дагестана поступило 45 сообщений о похищении 47 граждан (в том числе 11 девушек с целью вступления с ними в брак), в этой связи возбуждено 25 уголовных дел. В 19 случаях было отказано в возбуждении уголовного дела в связи с тем, что пропавшие нашлись (Кавказский узел, 23.2.2008). Усилиями родственников и адвокатов большинство похищенных позднее были обнаружены в том или ином изоляторе, где у них силой выбивали признательные показания.

Похищения вызвали широкий общественный резонанс в республике и волну протеста, несколько раз выводившего людей на улицы. На этой волне была создана общественная организация "Матери Дагестана", много сделавшая для розыска похищенных людей и прекращения пыток в их отношении.

В 2008 г. похищения не прекратились, что признают и официальные представители МВД Дагестана. Однако в оценке их числа и последствий официальные данные существенно отличаются от сведений, которыми располагают правозащитники. Так, согласно заявлению и.о. первого заместителя руководителя Следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ по Дагестану М. Мирзабалаева, за первую половину 2008 г. в Дагестане были похищены 8 человек. По его данным, все пропавшие сейчас находятся дома. Имен похищенных чиновник не называл, не уточнил и обстоятельств похищений, признав лишь, что по некоторым признакам можно сделать выводы о том что это дело рук сотрудников правоохранительных органов (Газета.Ру, 5.6.2008). Неконкретность официальной информации не позволяет соотносить ее с теми данными, которыми располагают правозащитники.

Напротив, материалы правозащитников предельно конкретны. ПЦ "Мемориал" располагает сведениями о двенадцати случаях "исчезновения" людей в 2008 г. в Дагестане. Принципиальное отличие от предыдущих лет – никто из них не исчез бесследно, судьбу каждого из похищенных удавалось проследить. Это частичный успех правозащитников, оказывающих постоянное давление на правоохранительные органы, подключающих к проблеме, как республиканское руководство, так и федеральных чиновников (в частности, Уполномоченного по правам человека РФ Владимира Лукина). Президент Муху Алиев также отметил "ужесточение позиции" СМИ, правозащитников и всего дагестанского общества по поводу похищений людей "лицами в камуфляжной форме" (РИА Дагестан, 15.2.2008). Для расследования уголовных дел, связанных с похищениями людей, и проведения проверок по этим сообщениям прокуратурой РД создана межведомственная следственно-оперативная группа.

В тоже время приходится констатировать, что пытки похищенных, принуждение их к даче ложных показаний, давление на их родственников со стороны "силовиков" не прекращаются. В ряде случаев эти методы приводят к прямо противоположным результатам: люди, прошедшие через "конвейер насилия", оказываются затем в рядах боевиков и порою гибнут в ходе кровопролитных "спецопераций".

Именно так сложилась судьба Джабира Камалутдинова. Он был похищен и подвергнут изуверским пыткам в начале 2008 г., а затем освобожден похитителями, а 3 декабря 2008 г. убит в ходе перестрелки с милицией в Махачкале (GZT.ru, 3.12.2008). Ранее, 17 ноября, в ходе штурма жилого дома в Махачкале был убит Вадим Бутдаев, объявленный ранее одним из лидеров бандподполья. С начала 2008 г. Будтаев, его родственники и знакомые подвергались преследованиям, некоторые были похищены, а его племянник Герман Хидиров даже был изнасилован сотрудниками правоохранительных органов.

Общественное мнение в Дагестане прочно связывает с похищениями так называемую "шестерку" (или "шестой отдел", - так в Дагестане называют УБОП и УБЭиУТ – управление по борьбе с экстремизмом и уголовным терроризмом), и ее сотрудников – "шестовиков".

Похищения людей в Дагестане особенно трудно расследовать, поскольку тактика похитителей здесь отлична от используемой в Чечне и Ингушетии. Если там похитители приезжают к людям домой, - вооруженные, в масках, - и уводят человека при свидетелях, то в Дагестане человек просто выходит из дома, и не возвращается.

*   *   *

ПЦ "Мемориал известны следующие случаи похищений и насильственных "исчезновений" людей в течение 2008 г.:

В этот список включены лишь случаи, когда родственники исчезнувших обращались в правозащитные организации, - очевидно, временных "исчезновений" людей на самом деле намного больше.

*   *   *

1. Джабир Камалутдинов и Шамиль Омаров были похищены в ночь на 31 января 2008 г. в г. Махачкала сотрудниками неустановленных силовых структур. По словам родственников, Камалутдинова и Омарова забрали вооруженные люди в масках, одетые в камуфляжную форму. По факту похищения родственники обратились в республиканскую прокуратуру, МВД, а также написали обращение на имя президентов РД и РФ. С 4 по 6 февраля они проводили пикет в Махачкале на ул. Ленина. В ночь на 7 февраля похитители выбросили молодых людей недалеко от их домов. Они рассказали, что около двух дней их с мешками на голове держали в каком-то помещении на берегу моря, затем перевезли в другое место, по многим характерным деталям, находящееся в Чечне. Похищенных постоянно избивали и допрашивали. "Раз мы молимся и совершаем обряды, пытались выяснить, какие у нас есть связи в религиозной среде. Во время допроса применялись незаконные методы ведения следственных действий… Меня били по почкам, по голове, в область паха баклажкой, наполненной водой, чтобы не оставались следы от ударов. Пытались выдернуть плоскогубцами ногти, надевали противогаз. Кроме этого пытались запугать тем, что дадут в руки оружие и затем проведут спецоперацию с известным финалом, то есть уничтожат меня", - рассказал после освобождения Камалутдинов (Кавказский узел, 23.2.2008).

Из вопросов следовало, что их подозревают в связях с вооруженным подпольем. Среди прочих вопросов спрашивали об их общем знакомом Амине Абдулкадырове. Более того, его обещали к ним скоро доставить.

Сам Абдулкадыров после похищения своих знакомых все время находился дома с родственниками. Когда ночью к нему в квартиру стали ломиться вооруженные люди, он немедленно вызвал своего родственника, работающего в ФСБ. Вооруженным людям пришлось показать свои удостоверения, это оказались сотрудники МВД из Управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП). Они уехали, официально пригласив Абдулкадырова на допрос на следующий день.

Таким образом, есть серьезные основания подозревать, что именно сотрудники УБОП причастны к похищению Камалутдинова и Омарова, а, вероятно, и других людей. По факту похищения прокуратурой было возбуждено уголовное дело, никто к уголовной ответственности не привлечен.

Позже, 3 декабря 2008 г., Камалутдинов был убит, - по официальной версии, в перестрелке с милиционерами.

2. Герман Хидиров , житель города Каспийск, 13 марта вышел из дома, чтобы отремонтировать кроссовки, которые положил в черный пакет. Ночевать домой он не вернулся.

Обеспокоенные родственники безуспешно разыскивали его у знакомых и родственников. Вечером 14 марта к Хидировым явились представители правоохранительных органов для обыска. В постановлении следователя ОВД было отмечено, что Герман Хидиров был задержан на улице, поскольку шатался и приставал к окружающим. При обыске у него обнаружили гранату.

Позже Хидиров в заявлении описал то, что с ним происходило в этот и последующие дни (текст размещен на сайте "Мемориала": [1], [2], [3], [4], [5], [6]. По словам Хидирова, вскоре после выхода из дома его похитили вооруженные люди. Хидирова привезли в неизвестное место, где подвергли избиениям, пыткам и издевательствам. Хидиров был изнасилован мучителями. Таким образом, от него добивались признания в сотрудничестве с вооруженным подпольем. Через сутки, 14 марта, похитители вывезли его в город и освободили. Сразу же он был задержан милицией, при этом в находящемся при нем пакете милиционеры "обнаружили" гранату. Против Хидирова было возбуждено уголовное дело по статьям 222 (незаконное приобретение и хранение оружия и боеприпасов) и 208 (участие в незаконном вооруженном формировании). Хидиров был морально и физически сломлен, и "признался" в несовершенных им преступлениях, - тем более, что в следственном изоляторе избиения и пытки продолжились.

В ходе следствия обвинение по ст. 208 было снято, и в конце 2008 г. суд приговорил Хидирова к трём годам лишения свободы.

3. Эльдар Наврузов исчез утром 13 марта 2008 г., по дороге на работу. На следующий день, 14 марта, в 16 часов в доме матери Наврузова был произведен обыск. В постановлении на обыск было написано, что Наврузов был задержан ночью 13 марта, и что у него была обнаружена граната. Однако позднее, в официальном постановления о задержании Наврузова, было записано, что он был задержан в 21 час 14 марта. Вплоть до 16 марта к Наврузову не допускали адвоката. Затем оказалось, что Наврузов уже "признался" в совершении преступлений террористического характера. Адвокату он рассказал, что с момента его похищения и до момента официального задержания, т.е. около полутора суток, его пытали, поэтому он и был вынужден написать под диктовку свои "признания". Следствие в отношении него продолжается.

4. Два аналогичных случая произошли в июне 2008 г.

24 и 25 июня в Махачкале были похищены 30-летний Али Залитинов и 29-летний Идрис Гучакаев. Они были задержаны в присутствии свидетелей вооруженными людьми в гражданской одежде, которые называли себя сотрудниками "шестого отдела" и увезены в неизвестном направлении. 27 июня родственники похищенных провели в центре Махачкалы пикет, перекрыв проспект Ярагского, и разошлись только после обещания прокурора республики И. Ткачева выяснить их судьбу. Вскоре родственникам объявили, что задержанные находятся в СИЗО Махачкалы и Буйнакска, однако не сказали, в чем их обвиняют. Как позднее сообщил сотрудникам "Мемориала" адвокат Залитинова, он смог встретиться с подзащитным лишь только через 9 дней после его задержания.

Залитинов в тот момент находился в больнице в связи с плохим самочувствием, на теле были видны следы избиений. Адвокат заснял на мобильный телефон эти следы, в частности, огромную гематому на правом боку. По словам Залитинова и Гучакаева, их били, добиваясь признания в совершении ими преступлений. Особенно досталось Гучакаеву. Его здоровью нанесен заметный ущерб, что сказывается до сих пор. Следствие продолжается. Залитинову и Гукачаеву предъявлены обвинения по трем статьям УК РФ: 105 (убийство), 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и 222 (незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств). После того, как у обоих обвиняемых появились адвокаты, нанятые родственниками, оба отказались от своих показаний, сделанных ими под пытками.

5. 25 сентября в Махачкале по дороге домой "исчез" местный житель Нариман Фейзулахович Мамедяров 1975 г.р. Позже стало известно, что в этот же день был задержан еще один молодой человек – Мурад Хириясулов, позже отпущенный, но отказавшийся говорить о своем задержании.

Жена Мамедярова сообщила об исчезновении мужа в правоохранительные органы, а затем, 1 октября, в правозащитные организации.

3 октября, Нариман сумел позвонить родным и сообщить, что находится в Буйнакском РОВД. Однако с 4 по 6 октября сотрудники РОВД продолжали говорить адвокату Баканай Гусейновой, что у них не содержится Мамедяров.

Лишь вмешательство Уполномоченного по правам человека РФ В.П. Лукина помогло правоохранительным органам республики его "обнаружить". 6 октября, к вечеру Лукину сообщили, что Мамедяров действительно содержится в РОВД "в связи с административным арестом на 10 суток", якобы за сопротивление сотрудникам милиции. Адвокат смогла увидеть клиента еще через пять дней, до этого под надуманными предлогами ее не допускали до подзащитного.

11 октября адвокат, наконец, смогла встретиться с подзащитным. Мамедяров был сильно избит, всё тело настолько болело от побоев и электротока, что он не в состоянии был писать. Со слов подзащитного адвокат составила заявление в прокуратуру, в котором Нариман изложил свои злоключения: о похищении вечером 25 сентября людьми в масках, о том, как его с мешком на голове вывезли за город, о том, как требовали признаний в его причастности к незаконным вооруженным формированиям.

В настоящее время Мамедяров обвиняется ст. 317 (посягательство на жизнь работника правоохранительных органов) УК РФ. Следствие продолжается. Мамедяров отказался от своих показаний, данных им под пытками (подробно см. здесь).

6. 21 октября 2008 г.в Карабудахкентском районе Республики Дагестан, в 10 км от села Губден произошло вооруженное нападение на милиционеров, в результате которого пятеро сотрудников милиции были убиты, ещё девять ранены. В село было стянуто большое количество сотрудников силовых структур. Село было частично блокировано.

25 октября сотрудники милиции провели обыски домах и задержали сорок местных жителей. Их вывезли в отделения милиции Махачкалы и Каспийска. Там всех допрашивали, а некоторым задержанным прямо говорили: "Уходите в лес, ваше место там, мы все равно вас не оставим".

27-28 октября в разное время "исчезли" трое жителей села Губден - Сайгаджи Сайгаджиев, Нустапа Абдурахманов, Ахмед Гаджимагомедов. Есть свидетели, которые видели, что они были задержаны сотрудниками милиции. Гаджимагомедов Ахмед, отец троих детей, в этот день держал пост, вечером он забрал дочку из школы и поехал в сельскую мечеть совершить намаз, после чего сказал жене, что минут через 20 вернется домой разговляться. Через час жена стала набирать его номер, но Ахмед не отвечал. После того, как она сделала около 30 звонков, с телефона мужа ей пришла сообщение, написанное не на губденском, а на сергокалинском диалекте даргинского языка, о том, что Ахмед уезжает в Москву и чтобы его не искали. Жена сразу поняла, что писал не Ахмед, стала набирать его номер снова и снова, но муж не отвечал. В эту ночь все родственники Гаджимагомедова собрались у него дома, никто не спал, а рано утром родные поехали в Махачкалу и в Карабудахкент подать заявление об исчезновении. Сайгаджи Сайгаджиев, отец семерых детей пропал в тот же день. Нустапа Абдурахманов - на следующее утро.

28 октября родственникам объявили, что исчезнувшие были убиты при оказании сопротивления сотрудникам милиции в Сергокалинском районе Дагестана.

Тела погибших отдали родственникам через два дня. По словам родственников, на всех телах были видны следы пыток и избиений, - переломы рук, ключиц, многочисленные гематомы и ожоги. Двоим погибшим был сделан "контрольный выстрел" в голову. У третьего убитого огнестрельных ранений не было. Имеется видеосъемка тел погибших.

Таким образом, есть основания утверждать, что вместо поимки боевиков, сотрудники силовых структур провели карательную операцию против религиозных жителей селения Губден, уничтожили троих из них и, видимо, таким образом отчитались за проведение спецоперации.

4. Арестованный 1 мая 2008 г. Ильяс Шарипов "исчезал" уже в ходе следствия.

1 мая 2008 г. в Хасавюрте был арестован Ильяс Шарипов, 1979 г.р. Он был доставлен в г. Буйнакск, а затем в ИВС Махачкалы. Ему были предъявлены обвинения по ст. 126 (похищение человека), 222 (незаконное хранение оружия) и 209 ст. УК РФ (бандитизм). После ареста он несколько раз пропадал из поля зрения родителей и адвокатов, а когда с ним все-таки удавалось встретиться, то были видны явные признаки избиений на его теле, сам он находился в неадекватном психическом состоянии. После многочисленных обращений отца Ильяса, Расула Шарипова, к различным представителям органов власти, после участия его в акциях протеста, пытки прекратились, однако состояние здоровья его сына значительно ухудшилось. Меры к расследованию фактов избиений его не приняты, сам факт пыток официально не признан, хотя гематомы на теле были зафиксированы медицинской экспертизой.

Так, например, 30 мая его вывезли из следственного изолятора в неизвестном направлении. Начальник СИЗО дал адвокату справку о том, что у него Шарипова нет, и что из СИЗО Шарипова вывезли в Хасавюрт сотрудники Управления уголовного розыска МВД по РД, - Лахиялов Г.Л., Сайдулов М.У., Гитинов С.П. 2 июня родственники в ИВС г. Хасавюрта где получили справку о том, что к ним Шарипова не доставляли. Лишь 4 июня, после вмешательства Уполномоченного по правам человека в РФ В.П.Лукина, Шарипова привезли в ИВС г. Хасавюрт. Шарипов написал заявление, что 30 мая его вывезли из СИЗО Махачкалы, доставили в незнакомое место, где до утра сотрудники УУР МВД по РД Лахиялов, Сайдулов, Гитинов угрожали ему изнасилованием, показывали, как это будут делать и снимать на камеру, и требовали подписать "признательные показания".

В конце концов, обвинения по ст.ст. 126 и 209 были следствием сняты. Шарипов был осужден судом по ст. 222 на 8 месяцев лишения свободы.

4 февраля 2009 года

источник: ПЦ "Мемориал"