Подведены итоги первого этапа конкурса видеоработ на "Кавказском узле"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Подведены окончательные итоги первого этапа открытого конкурса видеоработ "Кавказского узла" "От гражданской журналистики – к гражданскому действию".
Работы оценивались с учетом голосования зрителей в YouTube. Победителей определяли в трех номинациях: “Репортаж”, “Интервью” и "Тематическая программа”.
Первое место в номинации “Репортаж” было присуждено творческой группе Станислава Кантимирова за серию сюжетов ”Олимпийская лихорадка Сочи”, ”Заповедники Адыгеи” и ”Море, чай и мандарины”. Второе место в этой номинации досталось Лайле Байсултановой за видеосюжет “Дом в Грозном”. Третье место члены жюри присудили Вячеславу Ферапошкину за репортаж “Пикет в годовщину трагедии в Самашках”.
В категории "Интервью" первое место получил "Рассказ похищенного в Ингушетии сотрудника правозащитной организации “МАШР”" (материал правозащитной организации "МАШР", руководитель Магомед Муцольгов, Ингушетия). Второе место досталось Вячеславу Ферапошкину за серию интервью, снятых в Южной Осетии вскоре после окончания боевых действий в августе 2008 года. Это работы "Грузинский учитель до и после войны", "Свидетели войны" (в трех частях) и “Дело братьев Козаевых” (в двух частях).
В номинации “Тематическая программа” была представлена работа “Экосистема Волго-Каспия в начале третьего тысячелетия”, получившая в итоге призовое место.
Конкурс продолжался с 25 августа по 31 декабря 2008 г. Пользователям Интернета предлагалось представить в редакцию "Кавказского узла" свои видеоработы либо ссылки на уже размещенные ими в YouTube сюжеты и клипы, отвечающие тематике и условиям конкурса.
Согласно условиям конкурса, особый приоритет при рассмотрении авторских работ был отдан материалам, направленным на информирование о проблемах в наиболее конфликтогенных регионах Кавказа.
Всего на момент закрытия конкурса в редакцию пришло 24 работы. Наибольшее число сюжетов – сразу шесть, объединенных в цикл под названием "Судьба дагестанской женщины", - прислала руководитель проекта по защите прав женщин Дагестана Айшат Магомедова.
Автор этих сюжетов рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что героини фильма сталкиваются со многими проблемами. "Прежде всего, это отсутствие нормальной системы здравоохранения. Люди живут в нечеловеческих условиях. Зимой у многих были проблемы с отоплением. Мы им помогали, как могли, но сил наших не хватает. Стараемся выезжать в горные районы, берем с собой врачей – тех, кого удастся уговорить. Для многих женщин высокогорных аулов другой возможности получить квалифицированную медицинскую помощь просто нет. А у нас нет возможности выезжать к ним чаще. Даже с транспортом постоянные проблемы", - рассказывает Айшат Магомедова.
По ее словам, эти проблемы, к сожалению, никак не решаются. "Наше видео получило резонанс в Дагестане, было показано на телеканале "Сафинат". Я беседовала с уполномоченным по правам человека, с республиканскими чиновниками, но никаких подвижек не видно", - отметила собеседница.
Помимо цикла "Судьба дагестанской женщины", острым социально-экономическим проблемам были посвящены такие конкурсные работы, как "Олимпийская лихорадка Сочи" (о людях, дома которых будут сносить под олимпийскую застройку) и "Море, чай и мандарины" (об экономических трудностях жителей Абхазии). Оба сюжета были отсняты творческой группой Станислава Кантимирова (РСО-Алания), журналиста телеканала МТРК "Мир".
Стоит отметить, что работы профессиональных журналистов участвовали в конкурсе на тех же основаниях, что и непрофессиональных. Между тем, по мнению эксперта в области журналистики из Пятигорска Светланы Сидоровой, одной из судей конкурса, читателям "Кавказского узла" работы непрофессионалов могут даже быть более интересными, чем профессиональные сюжеты.
"Дело в том, что любительские работы часто бывают более проблемными, их авторы не сглаживают острых углов, не стесняются заявлять о проблемах открыто. В этом, пожалуй, единственный плюс этих работ. Разумеется, мне как профессионалу больше импонируют сюжеты, отснятые профессиональными журналистами. Они и сделаны качественнее, и смотрятся лучше. Я думаю, для будущих этапов конкурса имеет смысл все же разделить работы профессионалов и любителей", - говорит Светлана Сидорова.
Эксперт из Пятигорска особо отметила материал журналистки из Чеченской Республики Лайлы Байсултановой "Дом в Грозном". "В этой работе был продуманный сюжет, была поставлена проблема, были охвачены разные аспекты этой проблемы. Очевидно, авторы потратили много времени на освещение этой темы. Мне было интересно", - прокомментировала работу корреспонденту "Кавказского узла" Светлана Сидорова.
Тема войны и ее последствий, памяти жертв конфликтов на Кавказе и прав человека в "горячих точках", как и ожидалось, оказалась одной из центральных в тематике конкурсных работ. Она затрагивается в сюжете "Пикет в годовщину трагедии в Самашках", в серии интервью с жителями Южной Осетии "Свидетели войны", "Дело братьев Козаевых", "Грузинский учитель до и после войны", в "Рассказе похищенного в Ингушетии сотрудника правозащитной организации “МАШР” и в видеоклипе антивоенной песни Анны Чочиевой (Южная Осетия).
Организаторы не могли оставить без внимания тот факт, что некоторые сюжеты были отсняты в "горячих точках". Исходя из этого, одним из критериев оценки работ была степень риска, сопряженного с подготовкой материала.
Лауреат первого этапа конкурса в номинации "Интервью" Вячеслав Ферапошкин (Москва) поделился с корреспондентом "Кавказского узла" своими воспоминаниями об одном из таких случаев, когда ему пришлось пережить неприятную встречу с вооруженными людьми в зоне грузино-югоосетинского конфликта, грозившую обернуться непредсказуемыми последствиями для журналиста.
"Это произошло в 20-х числах августа в грузинском селе Ередви в Южной Осетии. Объезжая село, мы увидели, что горит дом. Надо сказать, что село к тому времени было уже разрушено, дома сожжены. Решили подойти поближе. Наша группа разделилась, я оказался впереди всех. Как выяснилось, горели два дома. Пробираясь к одному из них, я пересек ручей, поднял голову и увидел, что на меня смотрят российские военнослужащие", - рассказывает Вячеслав.
Военнослужащих было человек десять, на двух машинах, все они были вооружены. "Я продолжил съемку, следя за тем, чтобы военные не попали в кадр, потому что они все это время за мной наблюдали. Когда я стал удаляться, ко мне подошли двое военнослужащих с автоматами и попросили показать им запись. Я сказал, что их самих не снимал, на что мне было заявлено: "Здесь вообще снимать запрещено". Военные предложили: "Давайте мы посмотрим и если найдем что-либо, что нас не устраивает, то уничтожим запись, если нет, то все вернем". Так получилось, что в этот момент у меня села батарейка, и я не смог ни достать показать им материал, ни вытащить кассету", - рассказывает журналист.
"Они стали уже в шутку говорить, что найдут, как ее вытащить, показывая на автомат. В итоге, подъехали мои товарищи, ситуацию удалось разрядить. Тем не менее, военные забрали видеокамеру с кассетой, сказав, что отдадут их на следующий день. Условились встретиться на том же месте. На другой день я пришел на встречу, хотя знакомые всячески отговаривали. Надо сказать, кассету мне, действительно, вернули, но весь материал был уже уничтожен", - рассказал Вячеслав.
Отдельного упоминания заслуживают присланные на конкурс видеосюжеты об экологических проблемах Северного Кавказа и ЮФО - "Экосистема Волго-Каспия в начале третьего тысячелетия" авторского коллектива под руководством Владимира Ушивцева (Каспийский филиал Института Океанологии РАН, г. Астрахань) и "Заповедники Адыгеи" творческой группы Станислава Кантимирова.
Для оценки работ и подведения промежуточных итогов был учрежден экспертный совет. Среди членов жюри журналисты BBC, Reuters, Союза журналистов России, региональных изданий Кавказа и блоггеры. Однако итоги конкурса подводятся на основании голосования зрителей в Youtube. Особое внимание "Кавказский узел" уделяет тем работам, в которых присутствует "YouTube moment" - то настроение, те факты, которые интересны именно для интернет-аудитории.
Итоговое заседание экспертного совета с присуждением призовых мест состоялось 20 января 2009 года.
Экспертный Совет особо отметил цикл сюжетов “Судьба дагестанской женщины” - за гражданскую активность и принципиальную позицию в борьбе за права дагестанских женщин. Также принято решение о специальном поощрении Анны Чочиевой за представленный на конкурс музыкальный видеоклип. По результатам изучения посещаемости на платформе "Caucasian Knot YouTube" приз зрительских симпатий присужден видеосюжету Вячеслава Ферапошкина “Свидетели войны-1” (Интервью с жителями одного из сел, пострадавших в ходе войны Осетии с Грузией).
Как отмечают организаторы, радостно было видеть на конкурсе работы авторов, имеющих активную гражданскую позицию и не безразличных к процессам, происходящим в общественно-политической и социально-экономической жизни регионов ЮФО, Северного Кавказа и стран Закавказья.
По словам руководителя оргкомитета конкурса Ирины Козеровой, идея проведения видео- и фотоконкурсов возникла достаточно давно, однако воплотить эту идею в жизнь стало возможно только после перехода на новый, современный сайт "Кавказского узла", обеспеченный всеми необходимыми техническими условиями.
"Кавказскому узлу" удалось значительно расширить мультимедийные возможности интернет-ресурса, привлечь к сотрудничеству как профессиональных тележурналистов, таких как Станислав Кантимиров с МТРК "Мир", так и гражданских журналистов, представителей общественных организаций, молодежь, занимающую активную гражданскую позицию. Неоценимый вклад в развитие нового для издания направления внесли корреспонденты "Кавказского узла", прошедшие специальную подготовку по работе с мультимедийным интернет-ресурсом.
"Кавказский узел" уделяет большое внимание развитию гражданской журналистики в ЮФО, на Северном Кавказе и республиках Закавказья. "Мы рады возможности расширить с помощью этого конкурса свои контакты и наладить сотрудничество с не-профессионалами, жителями регионов Северного Кавказа и Южного Федерального Округа, за которыми последовали гражданские журналисты из Грузии, Абхазии и Южной Осетии. В настоящее время налаживаются контакты с Нагорным Карабахом и Арменией. Все это достаточно сложные в плане свободы СМИ регионы, с далеко не простыми общественно-политическими условиями. Многое из того, о чем говорится в присланных на конкурс сюжетах, их авторы не смогли бы озвучить у себя в республиках. Поэтому мы предоставляем им такую возможность на своей площадке в Youtube и в видеоблоге на сайте", - говорит Ирина Козерова.
Члены экспертного совета Питер Версхоор (Нидерланды) и Ильяс Богатырев (Москва, Россия) поделились своими впечатлениями о первом этапе конкурса конкурсе и высказали напутствие будущим его участникам.
"Я не первый год сотрудничаю с журналистами с Северного Кавказа и республик Закавказья, знаю некоторых из участников конкурса лично, поэтому с большим удовольствием вошел в состав жюри", - рассказал Питер Версхоор.
"Должен сказать, что это замечательная идея - объединить работы профессиональных журналистов и любителей, провести по-настоящему открытый конкурс для всех, кому не безразличны проблемы такого сложного региона, как Кавказ. Разумеется, у меня как у профессионала есть немало замечаний по поводу качества работы, архитектоники сюжетов и т. д. Однако это чисто профессиональные моменты, тонкости, на которых я не хотел бы сейчас заострять внимание", - отметил эксперт.
"Хотелось бы пожелать организаторам продолжать этот проект, развивать и углублять отношения с участниками и призерами конкурсов. Было бы неплохо дать возможность авторам наиболее удачных сюжетов увидеть свои работы изданными, выпустить памятный диск. А участникам желаю неустанно учиться, совершенствовать и оттачивать свое мастерство мультимедийного журналиста", - говорит голландский журналист.
Ильяс Богатырев, в свою очередь, отмечает, что в ходе конкурса недостаточно была освещена молодежная проблема. "Молодых людей на Кавказе много, они активны, хотят приложить свои силы и энергию, хотят работать, но многие не имеют такой возможности. В этих условиях молодежь на Кавказе может сыграть как положительную, так и отрицательную роль. Освещение именно этой проблемы, а также мыслей, чаяний, трудностей кавказской молодежи – на мой взгляд, является первоочередной задачей", - говорит он.
Богатырев пожелал будущим участникам больше внимания уделять жанровой стилистике, а также шире освещать поднятые темы. "В сюжетах затронуто немало серьезных проблем. Мне вспоминается работа о женщинах высокогорных аулов Дагестана. Видео получилось очень острым, захватывающим. Единственный момент: хотелось бы, чтобы работа была выполнена на более профессиональном уровне, но даже отснятый на камеру-ладошку, этот материал смотрелся очень интересно", - подчеркивает член Экспертного Совета конкурса.
Все видеосюжеты "Кавказского узла" находятся в открытом доступе на портале YouTube.