Община
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Община - форма социальной организации доиндустриальной стадии. Первичная - родовая община характеризуется коллективной собственностью, трудом и потреблением. В период вхождения Северного Кавказа в состав России (XVI - 1 половина XIX веков) у большинства народов и этнических групп уже существовала территориальная (соседская, сельская) община со значительными типологическими и стадиальными этническими особенностями. На Северном Кавказе и прилегающих областях Юга Росии выделяются три основных формы общины: горская, кочевая, казачья.
Специфика горских обществ - джамаатов определялась особенностями экологии, природно-ландшафтными условиями Северного Кавказа. Они детерминировали комплексный характер горского хозяйства - динамичное сочетание земледелия (включая террасное), садоводства с альпийским скотоводством, промыслами и частично наездничеством (набеги за добычей на соседей). Соотношение этих отраслей горского хозяйства исследователи определяют с разных позиций, выдвигая в качестве ведущей либо скотоводство, либо земледелие. Жизнестойкость горской общины определялась тем, что она представляла собой территориальное образование, каждый член которого, с одной стороны, выступал собственником своего "надела", а с другой стороны, был совладельцем всей территории общины. Дуализм частного и общественного пронизывал не только отношения собственности, но и сферы сознания, культуры, политической жизни и т.д. Хозяйственная среда на основе многоотраслевого хозяйства определяла роль и структуру горской общины. Община являлась стихийно сложившимся самодостаточным самоуправляемым микрополитическим образованием (а не низшим звеном социальной организации).
Территориально горская община складывалась из мелких поселков, жители которых составляли тейпы, тухумы (территориально-родственные объединения, отличавшиеся по механизмам происхождения и социальной роли у различных народов). Горская община имела сложное сословное членение, стабильный, характерный для данной общины тип семейно-брачных отношений и т.д. Административное управление и организация власти могли строиться на авторитарных, олигархических (родовая знать) или "демократических" принципах. Публичная власть была упрощена и выступала, как правило, в качестве гражданской повинности.
Общества-джамааты могли объединяться в союзы (федерации) вольных обществ. Такая полиструктурная политическая система консервировала этнокультурную дифференциацию и в то же время вырастала из нее. Социальная жизнь регулировалась нормами обычного права (адата) и шариатом (в случае принятия ислама). Высшим органом управления в союзах вольных обществ был сход представителей джамаатов, административное управление осуществлял совет старейшин, избиравшийся из верхушки горских общин.
У кочевых народов сохранялась соседская община крестьян скотоводов. В основе "кочевого феодализма" лежала частная собственность на скот, пастбища, что позволяло феодалам регулировать перекочевки, распоряжаться колодцами и т.п. Кочевые общины были разнообразны. Основной самоуправляющейся единицей были патронимии или соседские общины, имевшие определенный район кочевания. Административная и родовая организация не совпадали. Состав кочевых тухумных аулов был непостоянен. Управлялись старейшинами. Кочевые общины находились под властью кочевой знати.
Казачья община была одновременно социальной и военно - промысловой организацией. Высшим органом казачьего самоуправления был круг, в котором, несмотря на существующую социальную дифференциацию, могли участвовать все казаки. Исполнительная власть принадлежала выборным атаманам. Казачьи общины были объединены в войска, находились под контролем военной администрации империи.
Все типы общин на Юге России и Северном Кавказе не были статичны, их роль самоорганизации этнотерриториальных обществ постоянно эволюционировала.