Ахвахцы
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Самоназвание - ашвадо.
Народ в России (4 тыс. чел.) и Азербайджане (2 тыс. чел.). Общая численность - около 6,5 тыс. чел. Относятся к андийско-цезским народам, коренное население Западного Дагестана.
Говорят на ахвахском языке, имеющем 2 диалекта: северный и южный, последний включает цекобский и тлянубский говоры. Распространены также русский, аварский, азербайджанский и кумыкский языки. Письменность на аварском языке на основе русской графики. Верующие ахвахцы - мусульмане-сунниты.
Ахвахцы предположительно произошли от жителей различных районов Аварии, главным образом хунзахских аварцев. Северные ахвахцы образовали Ахвахский союз общин, Цунта-Ахвах. Южные ахвахцы, Ратлу-Ах-вах, ратлубцы, цекобы и тлянубцы, приблизительно с XVII века вошли в состав Гидатлинского союза общин. С XV века боролись за независимость с хунзахцами, гидатлинцами, тиидалами и др. С XV века подвергались исламизации.
После присоединения Дагестана к России (1813) с 1840-х гг. приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни. В 1921 году вошли в состав Дагестанской АССР, с 1991 - Республики Дагестан. Часть ахвахцев в 1-й половине XVIII века расселилась в Закатальском районе Азербайджана, часть в советский период осела на Кумыкской плоскости.
Традиционные занятия - животноводство и пашенное террасное, частично орошаемое земледелие (ячмень, пшеница, рожь, овeс, полба, со 2-й половины XIX века - кукуруза и картофель; бобовые, лук, чеснок, табак). Ремeсла: обработка овчины, дерева, камня, выработка кож, кузнечное и др. Со 2-й половины XIX в. росла товарность производства. Ныне на Кумыкской плоскости получили развитие полеводство, садоводство, овощеводство.
Ахвахцы были организованы в общины (джамааты) воинов-скотоводов и земледельцев, сохранялось значение патриархальных кровнородственных объединений - тухумов. Преобладала малая семья, встречались различные формы неразделeнной семьи. В семейной жизни придерживались обычаев запретов и избеганий. Поныне сохраняются традиции семейной обрядности, почитания старших, родственной и соседской взаимопомощи, тухумной солидарности, гостеприимства, куначества.
Традиционная одежда общедагестанского типа. Мужская: штаны, рубаха, бешмет, черкеска, войлочная куртка, бурка, различные овчинные шубы и папахи, обувь из сыромятной кожи, хрома, войлока. Голову брили, оставляли усы и бороду. Женская: платье-рубаха, штаны, отрезное распашное платье, чепец-накосник чухту, платки, шали. Обувь такая же, как и у мужчин. Разнообразны серебряные украшения. Пища мучная и мясо-молочная. Основные блюда: лепeшки, пресный и кислый хлеб, хинкалы, каши, мясные и молочные похлeбки, пироги.
Ахвахцы отмечали и отмечают календарные и мусульманские праздники. Пословицы, поговорки, загадки, притчи, плачи, колыбельные и др. передаются на аварском и ахвахском языках. Разработан народный сельскохозяйственный календарь, развита народная медицина. Сохраняются пережитки традиционных верований, связанных с анимистическими представлениями, культами земли, неба, светил, огня, грома, молнии, горных вершин, лесов, рощ, отдельных водоeмов, представлениями о злых и добрых духах.