Аланы

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Аланы (лат. Alani), самоназвание ироны, в византийских источниках - аланы, по-грузински осы, по-русски ясы, многочисленные ираноязычные племена, которые выделились в последнем веке до н. э. из среды полукочевого сарматского населения Северного Прикаспия, Дона и Предкавказья и поселились в I веке н. э. (по сведениям римских и византийских писателей) в Приазовье и Предкавказье, откуда совершали опустошительные походы на Крым, Закавказье, Малую Азию, Мидию. Основа хозяйства алан этого времени - скотоводство. В 372 году аланы были разбиты гуннами. Часть алан вместе с гуннами участвовала в Великом переселении народов и через Галлию и Испанию достигла Северной Африки. Другая часть алан отошла в предгорья Кавказа. В Центральном Предкавказье сложилось объединение аланских и местных кавказских племён, возглавленное аланами и в письменных источниках получившее название Алании. Происходит процесс оседания кочевников-алан и переход их к земледельческо-скотоводческому хозяйству. В VIII-IX веках зарождаются феодальные отношения у алан, временно вошедших в состав Хазарского каганата. На рубеже IX-X веков у алан возникает раннефеодальной государство; в X веке аланы играют значительную роль во внешних связях Хазарии с Византией. Из Византии в Аланию проникает христианство. Развитие производительных сил, торговли приводит к зарождению феодальных городов, остатками которых являются городища: Нижне-Архызское на реке Большой Зеленчук, Верхне- и Нижне-Джудатские на р.Терек, Ахалкалинское на р.Сунже и другие.

О богатой аланской культуре дают представления знаменитые катакомбные могильники и городища на Северном Донце (Салтово-Маяцкая культура) и Северном Кавказе. Распространены наземные гробницы, дольмено-образные склепы (в верховьях Кубани), наземные каменные склепы с ложными сводами, катакомбы, обычно состоявшие из дромоса и эллипсовидной камеры. Некоторые поселения алан были ограждены стенами, сложенными насухо из каменных тёсаных плит, на которые наносились резные геометрические орнаменты, иногда схематические изображения животных и людей. Прикладное искусство алан в IV-V веках представлено главным образом ювелирными изделиями из золота и серебра с полудрагоценными, преимущественно красными, камнями или стеклом (так называемый полихромный стиль); позднее появились подвески и другие украшения, отделанные птичьими головками. В VII-IX веках распространяются литые антропоморфные изображения, фигурки всадников, штампованные бронзовые бляшки с растительным и геометрическим узором, украшавшие одежду и конский убор. О наивысшем расцвете искусства алан (X-XII века) свидетельствуют предметы из Змейского могильника (Северная Осетия): орнаментированные золоченые бляхи, складни-амулеты, туалетные принадлежности, одежда, ножны сабель, уникальный золоченый конский начельник в виде женской полуфигуры, фрагменты кожаной попоны с вышитыми павлинами и плетенкой. В X-XII веках у алан зародилась письменность, был создан героический Нартский (нартовский) эпос.

Тяжелый удар аланам был нанесен монголо-татарами, окончательно захватившими в 1238-39 годах равнины Предкавказья. Уцелевшая часть алан ушла в горы Центрального Кавказа и в Закавказье (Южная Осетия), где ассимилировалась с местным кавказским населением. С XIV века среди алан стал распространяться ислам. Прямыми потомками алан являются современные осетины. Определенную роль аланы сыграли в этногенезе и культуре и других народов Северного Кавказа.

 

Литература:
  • Кузнецов В. А. Аланские племена Северного Кавказа. - М., 1962.
  • Плетнева С. А. От кочевий к городам. - М., 1967.
  • Происхождение осетинского народа. Материалы научной сессии, посвященной проблеме этногенеза осетин. - Орджоникидзе, 1967.

    Источники:
  • Большая советская энциклопедия, 3-е издание. - М.,1974.

  • Автор: