Верования осетин
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Осетины в большинстве своем исповедуют православие; меньшая их часть - мусульмане-сунниты ханафитского толка. Христианство к предкам осетин - аланам проникает в 6-7 вв. из Византии и Грузии, с начала 10 в. существовала Аланская митрополия. Сильное исламское влияние аланы испытывали со стороны Золотой Орды, но массовая исламизация шла в Осетии в 17-18 вв. В течение второй половины 18 в. царским правительством успешно проводилась политика укрепления христианства среди осетин. Преимущественно исламским осталось население Дигории и Тагаурии. Несмотря на распространение монотеистических религий, верования осетин носили синкретический характер, сохраняя богатое наследие язычества. Многие языческие божества, покровители и духи слились здесь с персонажами христианской мифологии. Наиболее популярны Уастырджи (святой Георгий) - покровитель мужчин, воинов и путников, Уацилла (святой Илья) - громовержец и покровитель земледелия, Фалвара - покровитель домашних животных, Тутыр - покровитель волков и т. д. Почитается множество других духов, часто имеющих свои святилища (дзуар). В честь покровителей и духов близ дзуаров совершаются моления (кувды), сопровождающиеся жертвоприношениями и пиршеством. Сохраняются некоторые магические представления, довольно пышный поминальный цикл. Святые - покровители и духи - одинаково почитаются как христианами, так и мусульманами.
В силу синкретичности верований осетин начавшееся с конца 1980-х гг. религиозное возрождение затронуло не только христианство и ислам, но и домонотеистические традиции. Открыто проводятся ранее скрывавшиеся кувды в честь разных покровителей, моления у святых мест и т. п. Строятся церкви и мечети.
В Республике Северная Осетия - Алания в составе Российской Федерации: православные осетины относятся к Ставропольской епархии РПЦ; мусульмане создали отдельное Духовное управление мусульман РСО-Алания.
У мусульман в Северной Осетии имеются трудности с возвращением изъятых мечетей, ощущается недостаток квалифицированных служителей культа.