Калмыки
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Самоназвание - хальмг (по-видимому, от тюркского термина, буквально - "остаток", обозначающего ойратов, не принявших ислам; есть и другие версии; в русских официальных документах этноним калмыки появился с конца 16 в., с конца 18 в. им стали пользоваться сами калмыки). Основное население Калмыкии. Живут также в Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской областях, Ставропольском крае, небольшие группы в Сибири, Средней Азии, на Кавказе. Численность в Российской Федерации - 166 тысяч человек (1992), в том числе в Калмыкии - свыше 146 тысяч. Относятся к центральноазиатской расе большой монголоидной расы, незначительно отличаясь от монголов и бурят. Язык калмыцкий западной подгруппы монгольской группы алтайской семьи. Письменность с 1925 г. на основе русского алфавита, ранее пользовались общеойратской, т.н. тарокалмыцкой, письменностью тодо бичиг. Верующие - буддисты-ламаисты, часть - православные.
Предки калмыков - ойраты. В начале 17 в. часть ойратских тайшей переселилась в Россию, приняла русское подданство и получила земли для кочевания в низовьях Волги и Урала. Всего к середине 17 в. на этих землях оказалось около 280 тысяч калмыков, включая и другие этнические подразделения ойратов (дербеты, торгуты и др.), сохранявшие свою языковую и хозяйственно-культурную специфику до начала 20 в. В 1771 г. часть калмыцких тайшей, недовольная все усиливавшимся гнетом со стороны правительства России, ушла назад в Джунгарию, уведя с собой около 125 тысяч калмыков. Большая их часть погибла в пути. Калмыки, отколовшиеся и жившие среди казачества на Дону, Урале, Украине, приняли православие. С конца 19 в. в Калмыкии началось развитие капиталистических отношений. В конце 19 в. калмыки консолидировались в единый народ.
В 1920 г. на землях калмыков образована Калмыцкая АО; в 1935 г. преобразована в Калмыцкую АССР. В 1943 г. автономия ликвидирована, калмыки незаконно выселены. В 1957-1958 гг. Калмыцкая АССР была восстановлена, и калмыки смогли вернуться на их этническую территорию.
Основу традиционного хозяйства составляло кочевое скотоводство (преобладали овцы, лошади - их количество зависело от потребностей армии; крупный рогатый скот, козы, верблюды). В середине 19 в. с возникновением стационарных поселков калмыки начали разводить свиней. Рыболовство и земледелие были известны еще ойратам. Поселившиеся в прибрежных районах Волги и Каспия торгуты и хошуты занимались ловлей рыбы. Со второй четверти 19 в. разорившиеся калмыки стали переходить к оседлому земледелию или заниматься батрачеством. Были развиты художественные ремесла - вышивка (особые многоцветные швы на женской одежде), обработка металла (чеканка и гравировка металлических частей седла, уздечки, футляров и рукояток ножей, курительных трубок, прикладов ружей, браслетов, серег), тиснение по коже, резьба по дереву (мебель, архитектурные детали домов знатных калмыков).
Традиционное поселение имело круговую планировку - наиболее удобную с точки зрения обороны при кочевом образе жизни. В центр круга загоняли на ночь скот, там же хранили имущество, проводили общественные сходки. С начала 19 в. появились стационарные поселки с линейной планировкой. Известны три типа традиционного жилища: кибитка, землянка и полуземлянка. Кибитка - это юрта монгольского образца. Землянки и полуземлянки - жилища бедноты, со стенами из сырцовых или нарезанных из дерна кирпичей, глиняной или дерновой крышей. Вход с южной стороны, северная часть - почетная (для гостей, с домашним алтарем); правая сторона жилища - мужская, левая - женская.
Традиционная мужская одежда - приталенный кафтан, рубаха, штаны, мягкие кожаные сапоги с войлочным чулком-вкладышем для зимы и холщовыми портянками для лета. Женская одежда - длинное до пят платье с безрукавкой, под ними длинная рубаха и штаны, сапожки. Особое значение придавалось женским вышитым и мужским наборным металлическим поясам, служившим показателем знатности и благосостояния их владельцев. Разнообразны головные уборы мужчин и женщин в зависимости от сезона, состоятельности семьи и т. д. Парадный головной убор с красной шелковой кистью (отсюда прозвище калмыков среди соседних народов "краснокисточные"). Женские украшения - серьги, заколки, шпильки, кольца из золота, серебра, кости, драгоценные и полудрагоценные камни; у мужчин - серьга в левом ухе, кольцо на безымянном пальце, браслет, игравший роль амулета.
Основа питания - мясо и молоко. Предпочитаемое мясо - баранина, говядина, менее употребительны конина, верблюжатина, свинина, дичь. Мясные блюда: бульон с мясом, приправленный сырым репчатым луком; мясо, запеченное в закрытой посуде (в прошлом -туша, запекавшаяся в течение суток без доступа воздуха в яме, присыпанной землей, на которой разводился огонь); лапша с мясом и луком; пельмени; мелко нарезанные внутренности барана. Молочные продукты - сыр, творог, сметана, масло, пенки, кумыс из кобыльего молока, молочный квас и кислый напиток из коровьего молока. Повседневный напиток-чай с молоком, маслом, солью и специями. Мучные изделия - пресные лепешки, сваренные в бараньем жиру кусочки теста, позднее - заимствованные от русских и украинцев оладьи и баранки.
Основные жанры фольклора: протяжные песни, благопожелания, изречения, сказки, пословицы, поговорки, героический эпос "Джангар", исполняемый сказителями - джангарчи. Сохранялись элементы общемонгольских добуддийских верований (шаманство, культ огня, воды и т. д.). Развивается профессиональная культура.
- Пальмов Н. Н. Очерк истории калмыцкого народа за время его пребывания в пределах России. — Астрахань, 1922.
- Бартольд В. В. Калмыки. Соч., т. 5. — М., 1968.
- Номинханов Д. Ц.-Д. Очерки истории культуры калмыцкого народа. — Элиста, 1969.
- Калмыцкое народное искусство. — Элиста, 1970.
- Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. — М., 1985.
- Эрдниев У. Э. Калмыки. Историко-этнографические очерки, 2 изд. — Элиста, 1980.
- Вопросы сравнительной этнографии и антропологии калмыков. — Элиста, 1980.
- Ламаизм в Калмыкии и вопросы научного атеизма. — Элиста, 1980.
- «Джангар» и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов. — М., 1980.
- Культура и быт калмыков (этнографические исследования). — Элиста, 1977.
- Ашилова Д. О. Этническая антропология калмыков (соматологическое исследование). — Элиста, 1976.
- Сычев Д. В. Из истории калмыцкого костюма. — Элиста, 1973.
- Золотарева И. М. Антропологические материалы к проблеме этногенеза калмыков // Проблемы алтаистики и монголоведения. — Элиста, 1972.
-
Дарбанова В. П. К этимологии этнонима калмык // Этнонимы. — М., 1970.Источники:
-
Народы мира. Историко-этнографический справочник. — М., 1988.