Ответ официального представителя МИД России А.А.Нестеренко на вопрос СМИ по поводу заявлений представителя ОБСЕ по свободе СМИ М.Харашти относительно судебного решения по делу об убийстве А.Политковской
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Сообщение МИД РФ № 306-26-02-2009.
Вопрос: В распространенном 19 февраля офисом представителя ОБСЕ по свободе СМИ пресс-релизе содержится целый ряд жестких заявлений его главы г-на М.Харашти по поводу оправдательного вердикта в отношении лиц, обвинявшихся в убийстве известного обозревателя "Новой газеты" А.Политковской, и ситуации с безопасностью российских журналистов в целом. В частности, высокопоставленный европейский чиновник, критично оценивая решение присяжных заседателей, заявляет о полном попустительстве российских властей разгулу насилия в отношении представителей средств массовой информации. Как бы Вы могли прокомментировать эти заявления?
Ответ: Суд присяжных, а именно он вынес такой вердикт, независим в принятии своих решений. Его создание расценивается как один из краеугольных элементов формирования полноценной и компетентной уголовно-процессуальной системы российского государства. Уважение к вердиктам присяжных – необходимый элемент демократического общества и демократической культуры, укреплению которой во всем регионе ОБСЕ вообще-то и призван содействовать представитель по свободе СМИ.
В российском МИДе считают, что подобный демарш г-на М.Харашти носит явно тенденциозный, если не сказать провокационный характер, и наносит ущерб авторитету не только института представителя ОБСЕ по свободе СМИ, но и всей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Более того, г-ну М.Харашти было хорошо известно, что разбирательство по этому делу еще не завершено.
В целом же складывается впечатление, что для представителя ОБСЕ главное использовать любой повод для того, чтобы поддерживать шумиху вокруг якобы неблагополучного положения в России в сфере СМИ. Российской стороне уже не раз приходилось слышать в свой адрес обвинения со стороны г-на М.Харашти, обоснованность и достоверность которых в большинстве случаев либо полностью отсутствует, либо вызывает серьезные сомнения. Похоже, от его былой широко пропагандируемой в ОБСЕ "сбалансированности" в подходах к оценке ситуации не осталось и следа. Вот и в этом пресс-релизе представитель этой Организации вновь, мягко говоря, игнорирует реальное положение дел. Иначе как объяснить его пассаж о "молчании властей" на фоне имеющихся фактов насилия в отношении российских журналистов. Хотелось бы напомнить г-ну М.Харашти, что в беседе с представителями политических, парламентских и общественных кругов Германии в июне 2008 года Президент Российской Федерации Д.А.Медведев заявил: "Случаи, связанные с преступными посягательствами на жизнь и здоровье журналистов в России, будут расследованы и доведены до самого конца независимо от сроков, когда произошло соответствующее преступление. Это наш долг, долг государства, мы обязаны его исполнить. И мы сделаем это".
26 февраля 2009 года