В связи с вопросом СМИ о судьбе миссии ОБСЕ в Грузии

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Комментарий Департамента информации и печати МИД России № 2145-31-12-2008.

Вопрос: 31 декабря 2008 года истекает срок действия мандата миссии ОБСЕ в Грузии. Что дальше?

Комментарий: Мандат миссии ОБСЕ в Грузии, включавшей в себя офис в Цхинвале, не просто завершается хронологически, он исчерпан по существу. Его расстреляла в августе 2008 года грузинская артиллерия и разрушило решение Тбилиси о выходе из ранее действовавших соглашений о мирном урегулировании грузино-югоосетинского конфликта, выполнению которых миссия ОБСЕ должна была способствовать. Нет больше Смешанных сил по поддержанию мира, за которыми миссия ОБСЕ призвана была наблюдать.

Иными словами, старый мандат миссии ОБСЕ в Грузии оказался в правовом и субстантивном вакууме, он годится теперь разве что для учебников истории.

Российская сторона строго выполняет договоренности Президента Российской Федерации Д.А.Медведва и Президента Французской Республики Н.Саркози. Мы не возражаем против дальнейшего полевого присутствия ОБСЕ как в Грузии, так и в Южной Осетии. Вопрос в том, как сделать это так, чтобы полевая работа ОБСЕ там, финансируемая за счет бюджета Организации, т.е. средств налогоплательщиков государств-участников, была эффективной, приносила пользу, реально содействовала оздоровлению обстановки.

Совершенно очевидно, что она должна строиться на новых основаниях, учитывающих реалии сегодняшнего дня. А для этого необходим серьезный пересмотр первоначального мандата миссии ОБСЕ в Грузии. Обо всем этом мы говорили партнерам по ОБСЕ, начиная с сентября 2008 года, призывая предметно заняться определением новых задач ОБСЕ в регионе. Указывали и на приближающееся окончание 31 декабря 2008 года срока действия прежнего мандата миссии ОБСЕ в Грузии. Вопрос же о дальнейшей судьбе этой миссии может быть решен только единогласно в коллективном руководящем органе ОБСЕ – ее Постоянном совете.

Что касается Грузии, часть функций прежнего мандата сохраняет свою актуальность. Это содействие соблюдению прав человека и основополагающих свобод, развитию демократических институтов, становлению независимой судебной власти, наблюдение за выборами. В то же время миссию ОБСЕ в Грузии необходимо наделить такими новыми функциями, как мониторинг выполнения грузинской стороной договоренностей Президента России Д.А.Медведева и Президента Франции Н.Саркози, включая обеспечение пребывания вооруженных сил Грузии в местах их постоянной дислокации, а также содействие налаживанию нормальных отношений Грузии с соседями.

В Южной Осетии также может быть создано новое отдельное полевое присутствие ОБСЕ, разумеется, по согласованию с властями этого государства.

Наши предложения по мандатам миссий ОБСЕ в Грузии и Южной Осетии (в последнем случае – согласованные с Цхинвалом) внесены на рассмотрение партнеров по ОБСЕ.

Ранее согласованные численность и схема дислокации наблюдателей ОБСЕ в Грузии и Южной Осетии могут быть сохранены в обновленных мандатах. Кроме того, в решении Постсовета ОБСЕ от 19 августа 2008 года установлен шестимесячный срок развертывания в районах, прилегающих к Южной Осетии, 20 дополнительных военных наблюдателей в составе миссии ОБСЕ в Грузии. Их функции могли бы быть четко прописаны в новом мандате миссии ОБСЕ в Грузии.

Руководство МИД Южной Осетии информировало руководство ОБСЕ о готовности рассмотреть возможность присутствия на своей территории ее 8 наблюдателей (разумеется, при том понимании, что их кандидатуры будут согласованы с Правительством РЮО) в рамках согласования более общего вопроса о дальнейшем взаимодействии с этой Организацией, исходя из необходимости привести статус соответствующего полевого присутствия ОБСЕ в соответствие с независимым и суверенным статусом республики Южная Осетия.

В ответ на эти наши предложения мы услышали от некоторых из партнеров довольно странные вещи. Вместо предметного диалога о задачах и модальностях работы новых полевых присутствий ОБСЕ они предложили попросту продлить старый мандат миссии ОБСЕ в Грузии, что означало бы полный отрыв Организации от реальности.

В результате наших интенсивных неформальных консультаций с руководством ОБСЕ в ее штаб-квартире в Вене был выработан компромисс в виде проекта решения Постоянного совета ОБСЕ о продлении до 31 марта 2009 года действия тех элементов прежнего мандата миссии ОБСЕ в Грузии, которые не относятся к Южной Осетии (как и к Абхазии, которая вскользь упоминалась в нем, хотя Организация там практически не работала). Проект решения предусматривал возможность принятия отдельного решения Постсовета о новом полевом присутствии ОБСЕ в РЮО. Подразумевалось, что в течение первых трех месяцев 2009 года можно было бы заняться согласованием новых мандатов миссий ОБСЕ в Грузии и РЮО.

К сожалению, финское председательство ОБСЕ, чьи полномочия также завершаются в 2008 году, не вынесло указанную компромиссную формулу на рассмотрение Постсовета ОБСЕ. Допускаем, что финские коллеги могли получить сигналы от некоторых других партнеров об их неготовности к такому компромиссу.

Вместе с тем вопрос еще не закрыт. Согласно практике ОБСЕ с 1 января 2009 года миссия ОБСЕ в Грузии переходит в режим сворачивания своей деятельности, который продлится примерно пару месяцев. Это время можно использовать для согласования мандатов полевых присутствий Организации в Грузии и Южной Осетии. Надеемся, что Греции, к которой с 1 января 2009 года переходят председательские функции в ОБСЕ, удастся добиться успеха. Мы, со своей стороны, настроены на сотрудничество с греческим председательством.

31 декабря 2008 года

источник: МИД РФ