В Дагестане журналисты "Черновика" знакомятся с обвинением

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В Дагестане четырем журналистам газеты "Черновик" и их главному редактору предъявлено обвинение по ст. 282 Уголовного кодекса РФ, предусматривающей уголовную ответственность за возбуждение ненависти, либо вражды или унижение человеческого достоинства. По словам Магомеда Магомедова, журналиста "Черновика", сегодня в следственное управление следственного комитета при прокуратуре Дагестана вызывали его коллегу Артура Мамаева для ознакомления с материалами дела.

"Всех нас - Тимура Мустафаева, Биякая Магомедова, Артура Мамаева, Надиру Исаеву и меня - сейчас знакомят с материалами дела", - рассказал Магомед Магомедов корреспонденту "Кавказского узла". По его словам, прокуратура отобрала 10 публикаций из "Черновика", но экспертизу провели только по четырем. Лингвистическую экспертизу проводил в Краснодарском крае эксперт по фамилии Федяев.

"Но интересный момент такой - про Федяева написано, что он главный эксперт-криминалист из местного МВД, а сама экспертиза осуществляется на базе ФСБ. Там полная неразбериха. Федяев написал заключение по нашим нескольким статьям, потом на основании этого заключения было возбуждено уголовное дело, а после была проведена повторная экспертиза,  где, неизвестно, кажется там же у него, в Краснодаре. И на основании экспертиз они посчитали, что в наших статьях есть признаки, попадающие под 282 статью о разжигании социальной, религиозной и иной ненависти", - говорит Магомед Магомедов.

Статьи, заинтересовавшие прокуратуру, посвящались деятельности правоохранительных органов и общей политике силовых структур на Кавказе. "Потому что она, в некотором роде, не соответствует происходящему. Нет никакой стратегии, эта политика, наоборот, приводит к увеличению количества боевиков. Толкает людей в подполье своими нелепыми движениями. Говорят же: "Медведь в посудной лавке" - здесь что-то вроде этого", - рассказывает журналист.

По его мнению, слишком большое количество силовых акций приводит к тому, что люди, вместо того, чтобы поддерживать правоохранительные органы, начинают их бояться и некоторые уходят в лес, становятся террористами. 

В статьях "Черновика" рассказывалось не только о проведении спецопераций, но и освещались факты, когда сотрудники милиции похищали людей, не допускали адвокатов, когда к задержанным применяли пытки.

"Мы писали об этом в нескольких статьях разной направленности. Например, моя статья рассказывала о тактике деятельности спецслужб в плане оперативно-розыскной деятельности и поступления информации. Статья Мамаева описывала в общем ситуацию в республике, отношение федерального центра к субъекту, отношение субъекта к России с привязкой к Дагестану. Статья Биякая Магомедова опиралась на данные ВЦИОМ, где приводились данные опроса населения о доверии и недоверии к сотрудникам милиции. Приводились цены теневого рынка для покупки должности в различных структурах подразделений МВД. И прокуратура посчитала, что все это действует как дискриминация правоохранительных органов", - рассказывает Магомед Магомедов.

Напомним, в ноябре 2008 года Федеральный суд Ленинского района Махачкалы обязал газету дать опровержение и принести извинения МВД в связи с публикацией статьи Биякая Магомедова "Нужны "роботы в погонах" (N27 от 4 июля 2008 года).

Сейчас с него и его коллег следственный отдел прокуратуры взял подписку о невыезде.
 
"В своей статье я указывал, что преступления террористического характера отличаются от общекриминальных преступлений. Разбой, бандитизм - преступления с корыстной направленностью. А терроризм и экстремизм относятся к разряду политических — преступления против государства, конституционного строя и т.д. Я писал о том, что и лица, которые являются террористами, отличаются от тех, кто проходит по обычным уголовным статьям", - рассказывает журналист.

Магомедов приводил примеры, когда некоторые из террористов, например, Махач Расулов по прозвищу Ясин, был аспирантом ДГУ, привлекался в качестве эксперта дагестанским научным центром академии наук для перевода арабских трудов по теологии. "И некоторые его работы по исследованию ваххабизма являются научной базой для изучения этого явления. Другой человек - Манташев, боевик, был кандидатом политических наук, его убили, но у него был труд, кандидатская работа, один из авторефератов для докторской, который тоже посвящался вопросам теологии и ваххабизма. И я в статье этот момент указал", - рассказал Магомед Магомедов.

В заключении эксперта указывается, будто Магомедов приводит эти примеры, чтобы показать моральное превосходство названных лиц над другой социальной группой, такой, как милиционеры.

"Но я приводил эти примеры, чтобы показать, что преступность политического характера носит совершенно другие мотивы, другие взгляды, другую точку зрения, чем у людей, совершающих корыстные уголовные преступления. И это все - общеизвестные факты, ведь есть же научные исследования, о том, что среди террористов очень много людей с высшим образованием, много людей идейных", - говорит Магомед Магомедов.

Что касается самого "Черновика", на момент написания этого материала в редакции планировался следующий номер. Пока газета выходит в обычном режиме.

О том, как начиналась вся эта история с уголовным делом в отношении журналистов "Черновика", корреспонденту "Кавказского узла" рассказал старший помощник прокурора республики Дагестан, советник юстиции Гамлет Джамалдинов.

"У нас есть приказ генерального прокурора России о том, что всем субъектам необходимо проводить мониторинг СМИ. И если где-то возникают сомнения, если наблюдаются признаки призывов националистической, экстремистской направленности, я докладываю прокурору субъекта федерации, прокурор пишет письмо в Россвязькомнадзор, а они дают поручение о назначении экспертизы. Потом возвращают бумаги нам с сопроводительным письмом, что, мол, да, там есть признаки. Мы все это направляем в следственное управление, а они или возбуждают, или отказывают в возбуждении дела. В данной ситуации они возбудили дело, и журналистам предъявлено обвинение", - рассказывает Джамалдинов.

По словам представителя прокуратуры, после мониторинга СМИ Дагестана, в прошлом году в Россвязькомнадзор было отправлено около 15 статей изданий "Голос народа", "Время действия" и "Черновик". По "Черновику" ответ был, по двум другим изданиям - пока нет. Прокуратура ждет ответа.

"Мы не филологи, не лингвисты, не специалисты, но мы же видим, если есть высказывания определенные в статьях, например, о том, что молодежь Северного Кавказа готовится к войне. Тут слишком умным не надо быть", - объясняет Гамлет Джамалдинов.

Низам Раджабов из службы связей с общественностью следственного управления следственного комитета прокуратуры по республике Дагестан пояснил корреспонденту "Кавказского узла", что по "Черновику" предъявлено обвинение 5 лицам, в том числе и главному редактору. Надире Исаевой вменяется статья 282 часть 2, пункт "б" УК РФ: она, согласно обвинению, "... в составе группы, по предварительному сговору, совершила действие, направленное на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства группы лиц по признакам национальности и принадлежности их к социальной группе публично, с использованием СМИ, и с использованием своего служебного положения".

Остальным четырем журналистам предъявлено обвинение по статье 282 часть 1.

Что касается подробностей проведения лингвистической экспертизы, Низам Раджабов ответил, что сначала было исследование, а потом уже экспертиза. Назвать имя того, кто проводил экспертизу, Раджабов сможет лишь после того, как следователь предоставит ему такую информацию.

"По поводу того, какие именно высказывания журналистов попадают под статью 282, не скажу. Там обвинение на 10 листах, поэтому я вам каждый номер и каждую статью назвать не могу. Тем более, что эту информацию я могу осветить уже только после приговора. Я вам даже фамилии обвиняемых не называю, я официально о них говорить не могу", - говорит Раджабов.

По статье 282 часть 2, которая инкриминируется редактору "Черновика", максимальное наказание составляет лишение свободы сроком до 5 лет. Минимальное - обязательные работы от 120 до 240 часов, лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, а также штраф от 100 до 500 тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 3 лет.

Сейчас дело, по словам Низама Раджабова, находится на стадии завершения. Журналисты знакомятся с материалами уголовного дела. После этого дело с обвинительным заключением будет направлено прокурору, после - в суд.

Главный редактор издания Надира Исаева сочла экспертное заключение, на котором основывается уголовное дело, недостаточно аргументированным и недобросовестным, а действия правоохранительных органов в отношении нее самой и ее газеты объяснила желанием признать газету экстремистской организацией с целью ее закрытия.

Отметим, что на XIII международном фестивале журналистов "Вся Россия-2008" в Сочи дагестанский еженедельник "Черновик" занял первое место за цикл публикаций о социально-экономическом и правовом положении в Дагестане.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"