В Азербайджане в закон о СМИ внесены поправки ограничительного характера
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Сегодня национальное собрание Азербайджана приняло ряд поправок в законы "О Телерадиовещании" и "О СМИ". Нововведения предусматривают расширение полномочий регулирующих органов в области телерадио и прессы.
Как передает корреспондент "Кавказского узла", представляя документ, глава парламентской комиссии по вопросам культуры Низами Джафаров отметил, что поправки направлены на устранение "пробелов в законодательстве".
Депутат Агыль Аббас, который является также главным редактором газеты "Адалят" ("Справедливость"), высказался в поддержку поправок. Более того, он предложил еще больше ужесточить законодательство, "чтобы бороться с такими явлениями, как журналистский рэкет, клевета и оскорбления в прессе".
Его поддержал и депутат от правящей партии "Ени Азербайджан" Сиявуш Новрузов, который и вовсе высказался за принятие нового закона "О СМИ", ограничивающего "вседозволенность прессы".
В свою очередь, лидер партии "Умид" ("Надежда") Игбал Агазаде заявил о недопустимости ужесточения законодательства в области СМИ. "Ограничения или ужесточения не допустимы. Общественные люди должны быть терпимы к критике в прессе", - сказал оппозиционер. Его поддержал другой оппозиционер, Панах Гусейн. На его взгляд, закон "О СМИ" - "единственный нормальный закон и его не надо трогать". "Это прогрессивный закон", - сказал Гусейн.
Корреспондент "Кавказского узла" попросил прокомментировать введенные в законодательство поправки независимого эксперта в области прав медиа, специалиста Программ содействия медиа американской организации IREX Алескера Мамедли.
Мамедли назвал "нормальным" ведение в закон "О телерадиовещании" нормы, по которой при изменениях в учредительстве и долевого владения частного телерадиовещателя необходимо заранее уведомлять регулирующий государственный орган (Национальный телерадиосовет - НТРС). Изменения возможны только после его согласия.
"Дело в том, что согласно законодательству есть ограничения на учредительство в вещательных структурах. К примеру, учредителями и совладельцами телерадиоструктур не могут быть лица имеющие судимость. Поэтому Национальный телерадиосовет должен заранее дать свое заключение относительно смены учредительства и только после этого возможна перерегистрация", - сказал Мамедли.
В статье 23.1 закона "О телерадиовещании" увеличены сроки приостановления судом деятельности вещателя или его программы, в случае нарушения условий лицензии, с 7 дней до 1 месяца. При этом если НТРС в отношении этого вещателя уже трижды выносил санкции в течение 1 года, суд может прекратить действие лицензии. По мнению юриста Мамедли, указанные поправки "являются ограничительными, и в принятии их не было целесообразности".
Новая статья 11.4.4 закрепляет уже существующую практику применения НТРС административных мер наказания (штрафов). Кроме того, в закон добавлена новая статья 11.4.6, по которой иностранные телерадиокомпании для трансляции по спутниковой связи прямых репортажей с мероприятий общественной значимости (выборов, крупных спортивных состязаний и так далее) должны получать специальные разрешения.
Как считает Мамедли, подобное требование является "излишней мерой, поскольку достаточно наличия у иностранного СМИ аккредитации при МИД и ЦИК (в случае выборов)".
В статью 35 введена норма о том, что общий объем рекламы и телеторговли не может превышать 12 минут в течение 1 часа. В прежнем законе объем рекламы и телеторговли не превышал 20% эфирного времени в сутки (в том числе рекламы 15%).
Такое нововведение эксперт считает приемлемым и согласен с введением в закон поправки, что телерадиокомпания может вещать на территории страны на предоставленной ей частоте только одну программу. Он напомнил о практике, когда на одной и той же частоте в Баку транслировались одни программы, а в регионах - другие.
"Если нововведения в закон "О телерадиовещании" можно считать более или менее приемлемыми, то поправки в закон "О СМИ" однозначно антидемократичны",- отметил Мамедли.
В частности, в статью 19 внесены три вида случаев, когда соответствующий орган исполнительной власти может возбудить судебный иск о приостановлении деятельности СМИ на 2 месяца: если главный редактор СМИ является иностранцем или не имеет высшего образования; если издательство в течение 10 дней не направило обязательные экземпляры газеты в предусмотренные законом учреждения; если журналист в течение года повторно был привлечен к административной ответственности за злоупотребление своими правами и свободой СМИ.
Однако, как считает Мамедли, введение запрета на занятие должности главного редактора иностранным гражданином неправомерно, "ибо согласно статье 10 Европейской конвенции по правам, каждый человек имеет право на свободу выражения своего мнения". Такая же норма отражена в Международном пакте о гражданских и политических правах, подчеркнул Мамедли.
"Второй предлагаемый пункт о временном приостановлении выпуска газеты вообще абсурден, поскольку неправильно наказывать печатное издание за то, что по вине издательства обязательные экземпляры не были вовремя направлены по адресатам", - сказал юрист.
Что же касается наказания газеты за проступки журналиста, то это, по мнению Мамедли, также неправильно. "Во-первых, в законодательстве Азербайджана нет мер административной ответственности в связи с журналистской деятельностью. А во-вторых, нельзя исключать случаев, когда журналист сам может умышленно добиваться наказания газеты по мотивам личного конфликта, к примеру, с главным редактором", - отметил Мамедли.