В Чечне чтят память жертв депортации чеченцев и ингушей в 1944 году

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Ровно 65 лет назад, 23 февраля 1944 года началась депортация чеченцев и ингушей. Тогда в течение всего нескольких дней практически все население Чечено-Ингушетии было вывезено в Казахстан и Среднюю Азию по обвинению в пособничестве гитлеровцам.

Сегодня во всех мечетях Чечни будут проходить религиозные обряды и читаться молитвы в память о жертвах депортации. Одновременно с этим в республике идут обряды жертвоприношения. Мясо жертвенных животных будет раздаваться малоимущим и многодетным семьям.

Вместе с тем, вечером чеченские телевизионные каналы покажут несколько документальных фильмов в память о событиях 1944-го года. На минувшей неделе в Чечне была проведена крупная научно-практическая конференция, посвященная сталинской депортации. В учебных заведениях республики проводились специальные тематические уроки и читались лекции, также посвященные этой трагедии.

В канун этого дня правоохранительные органы республики были переведены на усиленный вариант несения службы. Усиленные меры безопасности сохранятся до завтрашнего дня.

Память депортированных сегодня почтут и в Ингушетии. Траурный митинг у памятника жертвам политических репрессий пройдет в Назрани.

Масштабной акцией по выселению чеченцев и ингушей, получившей кодовое название "Чечевица", руководил лично нарком Внутренних дел СССР маршал Лаврентий Берия. Перед началом депортации население Чечено-Ингушской АССР, по данным на 1939 год, составляло 697 тысяч человек.

За месяц до депортации в населенные пункты Чечни под предлогом проведения учений были введены части НКВД и армейские подразделения. Акция началась на рассвете 23 февраля одновременно во всех городах и населенных пунктах. Население сгоняли в центр селений, где зачитывался указ о депортации, и людям предоставлялось 20-30 минут на сборы.

Менее чем через сутки 18 эшелонов повезли "спецконтингент", как именовались тогда депортируемые, в Казахстан и Среднюю Азию.

"Сегодня, 23 февраля, на рассвете начали операцию по выселению чеченцев и ингушей. Выселение проходит нормально. Заслуживающих внимания происшествий нет. Имело место шесть случаев попытки к сопротивлению со стороны отдельных лиц, которые пресечены арестом или применением оружия. Из намеченных к изъятию в связи с операцией лиц арестовано 842 человека. На 11 часов утра вывезено из населенных пунктов 94 тысячи 741 человек, т.е. свыше 20% подлежащих выселению, погружено в железнодорожные эшелоны из этого числа 20 тысяч 23 человека", - говорилось в отправленной 23 февраля Берией Сталину телеграмме.

Согласно официальным данным, из Чечено-Ингушской АССР было насильственно вывезено более 496 тысяч чеченцев и ингушей, в том числе 411 тысяч - в Казахскую ССР, в Киргизскую ССР - 85,5 тысяч. Такие цифры фигурируют в рассекреченных архивных документах Сталина.

"Во исполнение постановления Государственного Комитета Обороны НКВД в феврале-марте 1944 г. было переселено на постоянное жительство в Казахскую и Киргизскую ССР - 602 193 человека, жителей Северного Кавказа, из них чеченцев и ингушей - 496 460 человек, карачаевцев - 68 327, балкарцев - 37 406 чел", - гласит текст докладной записки Л.Берии И. Сталину за июль 1944 года.

По иным данным, число депортированных в 1944 году вайнахов составило более 650 тысяч человек. Такими цифрами, в частности, оперирует историк Н.Ф. Бугай (Институт российской истории РАН) в статье "Правда о депортации чеченского и ингушского народов", опубликованной в сборнике "Вопросы истории" (1990, №7).

Тогда же из родных мест были выселены балкарцы, калмыки, карачаевцы, крымские татары и турки-месхетинцы. По данным Международного общества "Мемориал", в 1943-44 годах из Чечни и Ингушетии было вывезено 485 000 человек, из Калмыкии - 101 000 человек, из Карачаево-Черкесии в 1943 году - 70 000, из Кабардино-Балкарии - 37 000 человек. Число жертв депортации среди турок-месхетинцев и других народностей Закавказья составило 100 000.

В январе 2008 года силами ингушского отделения "Мемориала" вышла в свет книга "Государственный террор в Ингушетии (20-50-е г.г. ХХ в.): Исследование и мартирологи". Собирая материалы для книги, авторы установили, что на самом деле число выселенных ингушей превышало 134 тысячи, из которых более 50 тысяч погибли в пути от голода, мороза и болезней.

О депортации чеченцев и ингушей написано и сказано немало. Сегодня весь мир знает о трагедии высокогорного села Хайбах, где по приказу полковника НКВД Гвешиани в сельской конюшне были заживо сожжены 700 человек, вывезти которых к месту погрузки в эшелоны "не представлялось возможным". Однако до сих пор никто не может назвать точное количество чеченских женщин, детей и стариков, убитых в этот и последующие дни.

Во время следования эшелонов в Казахстан и Среднюю Азию от голода, холода и нехватки воды умерли тысячи человек.

"В переполненных до предела "телячьих вагонах", без света и воды, почти месяц следовали мы к неизвестному месту назначения ... Пошел гулять тиф. Лечения никакого, шла война ... Во время коротких стоянок, на глухих безлюдных разъездах возле поезда в черном от паровозной копоти снегу хоронили умерших (уход от вагона дальше, чем на пять метров, грозил смертью на месте)", - вспоминает участник событий февраля 1944 г. ингуш X.Арапиев, которого цитирует Н.Бугай в статье "Депортация народов", опубликованной в 2004 году на страницах сборника "Война и общество, 1941-1945".

Согласно различным данным, во время выселения и за годы, проведенные в изгнании, чеченцы потеряли более половины своего населения.

13 лет пришлось провести чеченцам за пределами своей исторической родины. А в это время на территории самой республики власти взрывали многовековые башни (по некоторым данным, до депортации 1944 года только в одном Аргунском ущелье Чечни имелось около 300 сторожевых башен), сравнивали с землей кладбища, а надмогильные памятники (чурты) использовались для строительства дорог, фундаментов зданий и свиноферм.

Одновременно с этим спецгруппы НКВД вели активную охоту на оставшихся в горах чеченцев, которым удалось избежать депортации. Есть немало свидетельств того, что в качестве доказательства "проведенной работы" чекисты отрубали убитым ими "бандитам" головы, которые потом предоставляли своему начальству.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 года Чечено-Ингушская АССР была восстановлена, и депортированные чеченцы и ингуши стали возвращаться на родину.

В 1991 году был принят Закон "О реабилитации репрессированных народов". Однако применение этого документа на практике оказалось осложнено многими факторами, в частности продолжающимися по сей день спорами об административной принадлежности ряда территорий, поскольку часть территорий, входивших в состав ликвидированных указами Сталина административных формирований, была передана другим республикам. Например, часть ингушских территорий оказалась в составе Осетии. Последствия кровопролитного осетино-ингушского конфликта 1992 года, разгоревшегося на почве спора о Пригородном районе, дают о себе знать и по сей день.

В 2004 году Европейский Парламент признал депортацию чеченцев в 1944 году актом геноцида.

Сведения о жертвах политрепрессий из числа ингушей, чеченцев и других народностей Северного Кавказа включены в CD-альбом "Жертвы политического террора в СССР", изданный усилиями "Мемориала" и Уполномоченного по правам человека в РФ при поддержке партии "Яблоко", Международного фонда им. Д.С. Лихачева и швейцарской программы по развитию и сотрудничеству.

О трагедии 1944 года рассказывал ныне покойный писатель Анатолий Приставкин в повести "Ночевала тучка золотая", переведенной после публикации в 1987 году на многие языки мира.

Однако в последние годы в ряде российских СМИ, в которых публикуются материалы национал-патриотов, вновь появляется информация о том, что якобы все чеченцы были изменниками и предателями, массово переходили на сторону немецко-фашистских войск, хотя немецкие части так никогда и не вступили на территорию Чечни, готовились подарить Гитлеру арабского скакуна с золотым седлом, нападали на тылы Красной Армии и т.п.

Как писал в этой связи известный политолог и писатель Абдурахман Авторханов, истинными причинами уничтожения горцев являлись: "1. Постоянная, непрерывная борьба за национальную независимость чеченцев и горцев Кавказа. Фактическое непризнание ими деспотической системы советского колониального режима; 2. Желание Москвы обезопасить Кавказ как тыл в будущих столкновениях с Западом от неизбежного внутреннего общекавказского национального фронта против советской метрополии; 3. [...]; 4. Не только держать Кавказ как стратегическую базу вне внутренней опасности и уязвимости, но превратить его в надежный плацдарм для будущей экспансии против Турции, Ирана, Пакистана и Индии".

В 1992 году во время правления в Чечне генерала Джохара Дудаева в городе Грозном был создан мемориальный комплекс в память о жертвах сталинской депортации 1944 года. Он представлял собой руку с кинжалом, перед которой был установлен каменный Коран. Вокруг были установлены свезенные из различных районов республики надмогильные памятники (чурты). На кирпичной стене, возведенной позади этого комплекса, была сделана надпись латинскими буквами: "Не взрыдаем. Не сломимся. Не забудем".

Комплекс серьезно пострадал во время второй военной кампании на территории республики и в настоящее время находится в довольно плачевном состоянии. В минувшем году власти Грозного объявили о намерении снести комплекс и создать новый на окраине города, что вызвало серьезное недовольство у представителей общественности и представителей ряда местных неправительственных организаций.

В настоящее время чеченцам в качестве "компенсации" за депортацию 1944 года выплачивается по десять тысяч рублей. Республиканские власти неоднократно поднимали эту проблему, говоря о необходимости существенного увеличения размера компенсаций (до 400 тысяч рублей), однако реальных шагов в этом направлении Москва до сих пор не предпринимает.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"