В Ингушетии семья Гатагажевых заявляет, что сотрудники ФСБ подкинули в их дом бомбу
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Члены семьи Гатагажевых, проживающих в селе Сагопши Малгобекского района Ингушетии, заявили в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" о том, что сотрудники УФСБ России по Ингушетии во время обыска подкинули в их дом взрывное устройство, которое затем объявили найденным у них.
По версии же УФСБ, его сотрудниками в ходе оперативно-следственных мероприятий в доме Магомеда Гатагажева в ночь с 10 на 11 февраля было обнаружено самодельное взрывное устройство и компоненты к нему. В рамках расследования уголовного дела по факту покушения на сотрудников правоохранительных органов с использованием самодельных взрывных устройств был задержан 33-летний Артур Гатагажев.
Жена Артура Гатагажева Алла сообщает, что видела как при обыске дома сотрудник УФСБ, находившийся в маске, занес и подложил в кладовое помещение черный пакет, в котором затем обнаружили бомбу.
Ранее задержанный вместе с братом и освобожденный Зураб Гатагажев рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что при обыске, проводимом сотрудниками УФСБ в их доме при нем, сначала силовики обошли весь дом и ничего не нашли, а затем в кладовке обнаружили СВУ. "Когда мы в первый раз зашли в кладовку, в ней, конечно, ничего не нашли. Затем силовики после полного обхода почему-то решили зайти туда снова и обнаружили на самом верху на видном месте бомбу в черном пакете", - говорит Зураб.
Около 100 сотрудников УФСБ РФ по РИ и других правоохранительных органов держали в оцеплении дом Гатагажевых и находились в нем с 10 часов вечера до 6 часов утра. При этом, как сообщает Фатима, мать Гатагажевых, у сотрудников УФСБ при начале обыска отсутствовала санкция на ее проведение.
"Следователь УФСБ РФ по РИ Низам Бузаашвили при мне в нашем доме составил уже во время обыска постановление. В официальный бланк от руки он вписал текст постановления. К тому же, при обыске силовики в качестве понятых не допустили соседей, а приехали с военнослужащими. Большинство из них были в масках, весь транспорт без номерных знаков, кроме одного автомобиля "Нива". Когда же нас на этой "Ниве" доставляли в здание УФСБ в Магасе, силовики убрали и эти номера", - рассказывает Фатима Гатагажева.
Соседка Гатагажевых выразила корреспонденту "Кавказского узла" свое возмущение действиями силовиков. "Когда я пожелала быть понятой при обыске у Гатагажевых, меня грубо вытолкали во двор, уткнув дуло автомата прямо в лоб. Разве военнослужащие должны быть понятыми, а не соседи?", - сказала соседка.
По окончании несанкционированного обыска силовики увезли с собой Артура Гатагажева.
9 и 10 февраля Артур и Зураб Гатагажевы вызывались в УФСБ РФ по Ингушетии относительно автомобиля Гатагажевых, который находился на учете в УФСБ. Работая таксистом, рассказывает брат Зураб, Артур перевозил одного жителя республики, которого в его машине задержали и затем осудили за незаконное ношение оружия и участие в НВФ (незаконных вооруженных формированиях). С тех пор, его машина была изъята и поставлена на учет УФСБ.
"Когда мы были вызваны, то речь шла только о нашем автомобиле. Нас вынудили написать расписку, что мы не имеем претензий к УФСБ. И нам сообщили, что с машиной все в порядке и мы можем ее забирать. Но сказали, что при возвращении машины должен присутствовать тот, кто управлял ею при задержании", - рассказывает Зураб Гатагажев.
На следующий день, 10 февраля, когда Зураб с братом поехали в УФСБ за машиной, без всякого предупреждения их задержали оперативники. "Меня, брата и мать разместили по разным кабинетам и допрашивали с 14:00 до 22:00 вечера. Меня спрашивали про наших родственников, спрашивали, где мы находились в определенные дни. Меня убеждали в том, чтобы я уговорил брата сознаться в каких-то преступлениях. Речь шла о том, что мой брат якобы подвозил каких-то преступников. Они говорили о трех смертниках, о прибытии которых знает вся республика. Фээсбэшники говорили мне, что уверены, что брат их подвозил. При этом, как я понял, никакими доказательствами этого они не располагают, и надеялись надавить на нас таким образом", - говорит Зураб Гатагажев.
Допрашивалась также и мать Гатагажевых, у которой во время допроса случился сердечный приступ, который повторился также при выезде из Магаса. "Меня удерживали в кабинете, хотя я объясняла, что мне плохо. Было очень плохое обращение", - рассказала Фатима Гатагажева.
Убедить признаться в преступном содействии своего племянника Артура советовал его дяде и президент Юнус-бек Евкуров. Как рассказывает сам дядя Артура Гатагажева, на личной встрече Евкуров Юнус-бек обещал освободить последнего, если тот сообщит интересуемые силовиков сведения "про каких-то пассажиров своего такси".
"Как бы это не показалось сенсационным, президент ни мало, ни много говорил о трех террористах-смертниках, о которых неоднократно ранее предупреждал, сообщая, что они прибыли в республику и готовят здесь теракты. Причем, фотографии и паспортные данные указанных двух мужчин и женщины размещены во всех общественных местах и транспорте в Ингушетии", - говорит собеседник.
В свою очередь у инвалида 2-й группы, отца пятерых детей Артура Гатагажева, как и у всех его родственников, связь с какими-либо террористами-смертниками вызывает неподдельное удивление.
Гатагажевых удивляет также и тот факт, что имя Артура связывают подряд с двумя громкими преступными фактами, второй из которых - взрыв маршрутки во Владикавказе 6 ноября 2008 года.
Зураб Гатагажев заявляет, что в составленном у них дома постановлении говорилось о задержании в связи с подозрением в участии этого взрыва. "Это абсурд. Там установлено, что была женщина, подорвавшая маршрутку. Самое главное, что в это время Артур находился в Самаре на лечении больных почек, что можно без труда подтвердить", - говорит Зураб Гатагажев.
Вместе с тем, в деле Гатагажевых президент Ингушетии принял самое деятельное участие. Связавшись с главой администрации села Сагопши в день ареста Артура Гатагажева, Юнус-бек Евкуров распорядился, чтобы родственники Гатагажева срочно прибыли к нему на встречу. На самой встрече президент обещал оказать посильную помощь задержанному и поручился в том, что его не будут подвергать пыткам и избиениям.
При этом глава республики рассказал членам семьи Гатагажевых, что встречался с Артуром, который произвел на него самое хорошее впечатление. Юнус-бек Евкуров отметил, что проникся уважением к спокойствию, воспитанности и скромности Артура Гатагажева, что даже угостил его чаем, рассказала Фатима Гатагажева.
Задержанию Артур Гатагажев подвергся, не являясь даже так называемым "ваххабитом", на что у него есть и соответствующее ходатайство. В данном документе, составленным имамом села Сагопши, говорится: "не имеет отношения к ваххабизму". Далее ходатайство заканчивается так: "Учитывая изложенное и осознавая важность воспитания и участия в воспитании и в материальном обеспечении отца, в данном случае Гатагажева Артура Мухметовича, общественность села и имам мечети просит Вас вынести в отношении него решение не связанное с лишением свободы".
На данное время Артуру Гатагажеву предъявили обвинение по ст. 105 (убийство), ст.205 (терроризм) и ст.222 (незаконное ношение оружия и боеприпасов) УК РФ. Следствие по делу ведет Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре России по ЮФО.
Пыткам и избиениям, как известно родственникам, Артура пока не подвергали.
Ранее "Кавказский узел" рассказывал о судьбе жителя Малгобекского района Руслана Теркакиева, родственники которого сообщили корреспонденту "Кавказского узла", что сотрудники правоохранительных органов пытали его при доставлении в здании УФСБ в Магасе и заставили оговорить себя.
Брат Руслана Теркакиева тогда рассказал, что 18 ноября примерно в 17:00 на посту "Волга-16", расположенном на федеральной трассе "Кавказ", без постановления на арест и объяснений причин Руслана задержали сотрудники УФСБ РФ по РИ, УФСБ РФ по Чеченской республике при содействии МВД РИ.
"Брат находился в такси (автомобиль ВАЗ-2107), когда их остановили на посту, затем вытащили из машины и доставили в здание УФСБ в Магасе. Таксиста также задержали. Их поместили в какие-то деревянные вагончики и непрестанно избивали и пытали. Таксист пытался им объяснить, что он просто перевозил брата, но, несмотря на это, его продержали сутки и отпустили, так и не вернув принадлежащий ему автомобиль. Мы не знали, где он находится, пока на следующий день вечером он сам не позвонил и сообщил нам, что задержан. Брата пытали током из какого-то специального пистолета. Его доставляли в Чечню и Северную Осетию. По его словам, его очень сильно пытают", - рассказал тогда брат Руслана Теркакиева.
Таксист, также подвергнутый задержанию и пыткам, не станет подтверждать факт данных нарушений следствию и суду, а уголовное дело он также считает сфабрикованным, заявил родственник Руслана Теркакиева.
Таксистом, который подвозил Теркакиева, и был Артур Гатагажев.
Руслана Теркакиева Назрановский районный суд Ингушетии признал виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. 208 (участие в незаконных вооруженных формированиях) и ст. 222 (незаконный оборот оружия и боеприпасов) УК РФ и осудил на три года лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
Родственники Артура Гатагажева считают, что его преследуют именно из-за того, что в его машине в качестве пассажира такси оказался Руслан Теркакиев, а также из-за того, что его самого вместе с Теркакиевым подвергли пыткам и избиениям.