КЗЖ: в 2008 году в Армении усилилось давление на новостные СМИ
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Армении притеснения журналистов и самоцензура в новостных СМИ усилились и до, и после прошедших в феврале 2008 года выборов президента, указывается в ежегодном отчете Комитета защиты журналистов (КЗЖ) о состоянии свободы прессы в мире под названием "Нападения на Прессу 2008".
Как утверждает КЗЖ, в начале минувшего года власти Армении попытались добиться от средств массовой информации освещения, поддерживающего кандидатуру Сержа Саргсяна на пост президента Армении.
"В течение нескольких недель, предшествовавших голосованию 19 февраля, большинство государственных и частных органов СМИ в стране брали пример с государственного телеканала H1, вознося хвалу Саргсяну и критикуя Левона Тер-Петросяна, ведущего кандидата от оппозиции, который был первым постсоветским президентом Армении с 1991 по 1998 гг. Армянское государственное радио прекратило ретрансляции новостных программ финансируемого правительством США Радио Свободная Европа/Радио Свобода (RFE/RL) на армянском языке. Только у жителей Еревана и нескольких других городов был регулярный доступ к альтернативным источникам информации, таким как вебсайт агентства новостей A1+", - указывается в исследовании.
Нарушения, имевшие место при голосовании на выборах президента, вызвали протест оппозиции, в ответ на что действующий еще президент Роберт Кочарян объявил 1 марта 20-дневное чрезвычайное положение и запретил проведение митингов и независимое освещение новостей, отмечается в отчете КЗЖ.
Во время чрезвычайного положения новостные СМИ в репортажах о национальной политике были обязаны ссылаться только на официальные источники в соответствии с указом, который давал властям возможность жестко расправляться с независимыми СМИ.
"В Ереване полиция окружила и временно опечатала здание редакции агентства A1+, и таким образом журналисты не могли ни входить в здание, ни выходить из него в течение всего вечера. Власти запретили три частных радиостанции - Radio Yerevan, Radio Hay и Ardzagank Radio - за трансляцию новостей RFE/RL. Частный телеканал ArmNews, передававший программы СиЭнЭн и Euronews, вставлял рекламу в сообщения о событиях в Армении. К печатным станкам были приставлены сотрудники безопасности, которые осуществляли цензуру газет, а интернет-провайдерам власти приказали заблокировать доступ к вебсайтам агентства A1+, RFE/RL, независимых газет Aravot и Haikakan Zhamanak и сайту YouTube (на котором демонстранты размещали видеозаписи учиненной полицейскими расправы)", - указывается в отчете КЗЖ.
После отмены чрезвычайного положения 21 марта доступ к большинству интернет-сайтов был восстановлен и выпуск газет возобновился. Тем не менее, по утверждению КЗЖ, давление на журналистов продолжились. В качестве примера приводятся случаи нападения в августе 2008 года на журналистку Haikakan Zhamanak Барсегян, которая незадолго до этого написала несколько статей с критикой в адрес сторонников правительства.
В ноябре 2008 года трое неизвестных избили известного журналиста Эдика Багдасаряна, редактора журнала новостей Hetq, когда он шел по улице в Ереване. Его последние репортажи рассказывали о коррупции в горнодобывающей промышленности. Сообщений об арестах в связи с этими нападениями не поступало.
Арман Бабаджанян, редактор издания Zhamanak Yerevan, который в 2006 г. был осужден за подделку документов с целью уклонения от военной службы, в 2008 г. по-прежнему находился в тюрьме. Четыре года тюремного заключения, к которым его приговорили, многими были восприняты как чрезмерный срок, ставший местью за опубликованную в 2006 г. статью с критикой в адрес генерального прокурора.
Комитет защиты журналистов анонсировал также отчеты о состоянии свободы прессы в Грузии и России и подготовил информацию по Азербайджану.