Абхазия готова участвовать в Женевских дискуссиях 17-18 февраля
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Вопросы предстоящего четвертого раунда Женевских дискуссий по ситуации с безопасностью на Южном Кавказе обсудили сегодня в Сухуме с министром иностранных дел Сергеем Шамбой спецпредставители ЕС, ООН и ОБСЕ: Пьер Морель, Йохан Вербеке и Харлампос Христопулос.
“Мы считаем, что нужно построить хорошо выверенную систему, которая будет способствовать решению вопросов и уменьшению напряженности в регионе”, - сказал на встрече специальный представитель ЕС по кризисным вопросам в Грузии Пьер Морель.
Сегодняшний визит в Сухум он назвал “подготовкой к предстоящей встрече в Женеве 17-18 февраля, для чего важно услышать мнение абхазской стороны”.
В свою очередь, министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба высказал сомнение в уместности переговоров по предстоящей встрече без решения судьбы Миссии ООН, подчеркнув, однако, что абхазская сторона “никогда не отказывалась от диалога”.
“Вы не раз доводили до нас, что может быть приемлемо для Абхазии, а что нет, и мы имеем это ввиду каждый раз, когда встречаемся в Женеве. Мы пытаемся найти механизм по предотвращению обострения ситуации и урегулированию взаимоотношений между конфликтующими сторонами”, - заявил, в свою очередь, Пьер Морель.
При этом он все же отметил, что у сторон существуют различные подходы и принципиальная позиция.
Тем не менее, по словам Мореля, “сама работа в Женеве подтверждает тот факт, что нужно работать с целью построения доверия”.
Спецпредставитель Генсека ООН по Грузии Йохан Вербеке отметил, что “существующая договоренность Медведева – Саркози предусматривает работу по двум направлениям – на местах и в политическом плане”.
По его мнению, “эти два направления могут взаимодействовать и взаимоподдерживать друг друга”.
Вместе с тем, по мнению Вербеке, “нельзя рассчитывать на продуктивность переговоров в Женеве, если не будут приняты во внимание все пожелания и точки зрения участников встречи”.
“Это справедливо и для простой беседы, и для переговоров. Женевский процесс – платформа для Абхазской стороны, где она может и должна высказывать свою точку зрения и свою позицию”, - подчеркнул Вербеке.
Выслушав сопредседателей женевской встречи, Шамба сказал, что все же “остается много непонятного”.
“Мы предполагали, что эти встречи в Женеве как реализация последнего пункта договора Медведева-Саркози будут иметь какой-то лимит во времени. Мы согласны на участие, но дальнейшее продолжение этих встреч для нас остается неясным. Если будет продлена миссия ООН, как мы говорили, то там естественным образом будет возобновлен механизм четырехсторонних встреч, обсуждаемый в рамках Женевского процесса. Тогда получается, что у нас два параллельных процесса с двумя параллельными механизмами, которые выполняют одну и ту же функцию. Если же миссия ООН не будет продолжена, тогда здесь не будет и никакого другого проекта”, - подчеркнул Шамба.
Таким образом,заявил глава МИД Абхазии, “необходимо четко определить формат этих встреч, поскольку дальше так продолжаться не может”.
“Если Женевский процесс будет продолжен, то мы в нем будем участвовать только на равноправной основе. Если планируется, что какие-то пленарные заседания будут проходить без нашего участия, то мы вообще отказываемся участвовать во встречах, и ни одна из договоренностей выполнена не будет”, - сказал Шамба.
Как сообщал "Кавказский узел", женевские переговоры проходят в рамках плана Саркози-Медведева, который был подписано 12 августа. 8 сентября были подписаны дополнительные соглашения, согласно которым к 1 октября в зону грузино-югоосетинского конфликта должны были прибыть 200 наблюдателей от Евросоюза, после чего российские части в течение десяти дней к 15 октября должны быть отведены "на линию, предшествующую началу боевых действий".
Отметим, что дискуссии в Женеве проводятся под совместным сопредседательством ЕС, ООН, ОБСЕ. В них на равных условиях участвуют Россия, США, Грузия, Абхазия и Южная Осетия. Первый раунд переговоров состоялся 15 октября, второй 18-19 ноября.
В ходе третьего раунда переговоров, работа, как и в предыдущий раз, велась в двух группах - по проблеме беженцев и вопросам безопасности.