Кавказские евреи теряют свои традиции, считают ученые-иудаисты
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Живущие на Кавказе евреи в значительной степени утратили свои культурные и религиозные традиции. Даже надписи надгробьях еврейских кладбищ в большинстве своем выполнены на русском, а не на иврите. К такому выводу пришли участники открывшейся в Москве вчера, 3 февраля, ежегодной международной междисциплинарной конференции по иудаике.
Конференция проводится Центром научных работников и преподавателей иудаики в ВУЗах "Сэфер. В рамках мероприятия состоялось заседание секции: "Еврейская этнология: неашкеназские еврейские этносы", значительная часть которой была посвящена евреям – жителям Кавказского региона.
Сама секция была посвящена памяти первого Председателя Академического совета Центра "Сэфер" Рашида Капланова (1949-2007). Первый доклад, представленный специалистом по генеалогии Анатолием Воробьевым, был посвящен истории кумыкских князей Каплановых.
По словам Воробьева, князья Каплановы вели свое происхождение от жившего на рубеже XVI и XVII веков Султан-Муга, сына тарковского шамхала, а через него возводили свою родословную к дяде пророка Мухаммеда – Хамзе. Дед Рашида Капланова, носивший то же самое имя, получил хорошее образование, закончив юридический факультет Сорбонны, участвовал в младотурецкой революции 1908-1909 годов. Во время гражданской войны в 1918-1919 годах возглавлял Терско-Дагестанское правительство.
После отставки с премьерского поста Капланов перебрался в Азербайджан, где около года был министром (сначала – просвещения, затем – финансов). С 1920 г. князь жил в Москве. В декабре 1937 г. Рашид Капланов был арестован и в тот же день расстрелян.
Реабилитировали Капланова-старшего только в апреле1997 года. Его сын Мурад также был арестован и приговорен к тюремному заключению как сын "врага народа". После освобождения Мурад Капланов воевал на фронтах Великой Отечественной войны, а после смерти Сталина в 1953 г. стал крупным ученым, двукратным лауреатом Государственной премии. Его сын Рашид Капланов много лет отдал увлечению иудаикой, не забывая, впрочем, и о своих кумыкских корнях.
Декан филологического факультета Государственной классической академии имени Маймонида Михаил Членов представил доклад, посвященный некрополям восточных еврейских общин и написанный на основе заметок, составленных в ходе посещений кладбищ в Дербенте, Сухуми и Самарканде.
Говоря о кладбище Дербента, которое, по словам Членова, издалека напоминало "лес небольших менгиров", ученый зафиксировал произошедшее в 1960-1970-х годах изменения: появление фотографий, массовый переход на русский язык в могильных надписях, исчезновение шестиконечной звезды, замена еврейских имен на татские в надписях на иврите.
Сухумское кладбище поразило исследователя резким контрастом между могилами ашкеназских ("европейских") и грузинских евреев: если на многих могилах ашкеназов вовсе не было еврейской символики, то могилы грузинских евреев в большинстве своем имели и надписи на иврите.
О переходе на русский язык на рубеже 1960-1970-х годов свидетельствовало и кладбище Самарканда. Как отметил в заключение Михаил Членов, сделанные наблюдения свидетельствуют об исчезновении захоронений старого типа и выравнивании новых могильных памятников по некоторому усредненному "советскому" типу - либо исчезают, либо становятся редкими надписи на иврите.
При этом, отметил ученый, эти явления гораздо меньше распространены среди представителей "восточных" (горских, грузинских и бухарских) евреев, чем среди ашкеназов. "Причин тому много, и, конечно же, основная из них – прогрессировавший отход евреев от религиозной традиции, забвение норм и правил захоронения, иными словами, прогрессировавшая аккультурация, охватившая все советское еврейство в послевоенный период", - резюмировал докладчик.
Доклад заместителя генерального директора Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника имени Е.Фелицына Дмитрия Сеня был посвящен истории Джаганайского еврейского поселка, возникшего рядом со станицей Усть-Джегутинской.
Исследуя выборы представителей местного самоуправления - старшин (правом на избрание которых горские евреи обладали наряду с другими горскими народами), докладчик показал, что борьба за пост старшины поселка велась между представителями 3-4 семейств, а среди аргументов, использовавшихся в этой борьбе значительное место заняла "укорененность" (так, жалуясь на своих соседей-конкурентов, "местные" горские евреи говорили: "не надо нам таких людей – кровь татарская").
Доклад сотрудника Академии народного хозяйства при Правительстве Has Рафаэла Абрамяна был посвящен зокам – субэтнической группе, жившей до конца 1980-х годов на юге Нахичеванской области, которым некоторые исследователи приписывали еврейское происхождение.
Как подчеркнул докладчик, зоки занимали достаточно компактную часть Нахичеванской области с центром в селе Верхний Акулис. Непригодность этих земель к сельскому хозяйству и их выгодное географическое положение привели к тому, что основным занятием зоков стала международная торговля.
В свою очередь эти занятия способствовали развитию в деревнях зоков местного самоуправления и возникновению поражавших воображение русских путешественников XIX века школ, общественных зданий, массовой отправке молодежи для получения высшего образования.
Гипотеза о еврейском происхождении возникает в XIX веке. Как предположил Абрамян, поиски "чуждого" происхождения могли быть связаны с тем, что села зоков слишком сильно выделялись среди окружавших их армянских сел, а сами зоки также любили подчеркивать свое отличие от остальных армян. Возможно, по словам эксперта, этот процесс подстегнуло то, что как раз в XIX веке переиздаются сочинения древних армянских авторов, повествующие о приводе в Армению на рубеже эр многочисленных групп евреев.
Но все это так и не оформилось в какую-то единую доктрину и сохранилось лишь на уровне устных преданий, бытующих среди самих зоков, отметил докладчик. По его словам, сейчас зоки уже не живут на своей исконной территории. Многие из них погибли во время Гражданской войны 1918-1920 годов, а оставшиеся были постепенно вытеснены из Нахичеванской области в рамках политики азербайджанизации. Последние зоки покинули деревни бывшего "Зокастана" в конце 1980-х годов.
Отметим, что конференция проходит при поддержке Евроазиатского еврейского конгресса, Американского еврейского объединенного распределительного комитета "Джойнт" и Голландского гуманитарного фонда.
Как сообщал ранее "Кавказский узел", проблема толерантности по отношению к членам еврейской общины на Юге России остается открытой. Так, в апреле 2008 года неонацисты избили члена еврейской общины Волгограда. В январе 2008 года неизвестные надругались над памятником жертвам Холокоста.
В Дагестане 27 декабря 2007 года неизвестные лица забросали камнями дом раввина Дербента Овадии Исакова. В результате инцидента никто не пострадал. А 24 декабря того же года ночью неизвестными были разбиты стекла во всех трех этажах здания синагоги в Махачкале.
Однако в последнее время жители и власти Дагестана отмечают, что в республике сформировался толерантный менталитет, и здесь неактуален вопрос обострения межнациональных отношений. В Волгограде еврейская община ведет активную деятельность. После открытия в городе синагоги, там регулярно проходят семинары, прошла конференция "Холокост: память и предупреждение" и многие другие мероприятия.