Обращение "Мемориала" к Комиссару по правам человека СЕ
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Глубокоуважаемый господин Роблес!
По Вашей просьбе мы сообщаем Вам о наших рабочих контактах с органами прокуратуры. Мы также готовы продолжать направлять Вам наши материалы о ситуации с правами человека в Чеченской Республике.
Наши взаимоотношения с прокуратурой длительное время носили характер исключительно длительной и малоинформативной переписки. Получить любой ответ по существу можно было лишь через несколько месяцев. Первый наш более плодотворный контакт состоялся лишь после семинара в Страсбурге 26-27 ноября 2001 года.
Мы узнали в начале декабря о том, что в селе Автуры происходила зачистка без присутствия прокурора, что там исчезли задержанные люди. 6 декабря 2001 года "Мемориал" направил по факсу на имя Прокурора Чеченской Республики В.Чернова запрос о произволе и беззаконии, творимом в ходе зачистки села Автуры. Состоялся также телефонный разговор Исполнительного директора ПЦ "Мемориал" Т.Касаткиной с В.Черновым.
10 декабря Касаткина встретилась с Прокурором Чечни в Грозном. В ходе встречи выяснилось, что информация Правозащитного центра "Мемориал" была быстро проверена органами прокуратуры, по итогам проверки было возбуждено уголовное дело. Все незаконно задержанные жители села Автуры были освобождены: из них 18 человек были задержаны в ходе "зачистки" 1-3 декабря, еще 2 человека - ранее.
Однако мы подчеркиваем, что это первый и единственный эпизод. Ни о каком реальном систематическом взаимодействии пока говорить нельзя. Будущее покажет, готова ли прокуратура к такому взаимодействию.
Более того, "Мемориал" обращает Ваше внимание на то, что силовые структуры, в частности МВД, в Чечне по-прежнему грубейшим образом нарушают российское законодательство. Незаконно задержанные жители села Автуры содержались на территории части внутренних войск МВД РФ в районе села Региты.
У нас нет сведений о том, что виновные в этом грубейшем попрании прав человека наказаны. Уголовное дело возбуждено, но пока никто не привлечен к уголовной ответственности.
Мы направили прокурору Чеченской Республики еще несколько запросов. В частности, по поводу нескольких людей, которые были задержаны федеральными силами, а затем исчезли. Мы ждем от него ответа.
Обращаем Ваше внимание также на то, что количество привлеченных к уголовной ответственности и наказанных судом представителей федеральных сил несоизмеримо мало по сравнению с количеством совершаемых преступлений.
В марте этого года мы с Вами встречались в Москве и говорили о том, что рядом с российской военной базой в Ханкале найдены трупы людей. Вы тогда сказали нам, что прокурор Чернов обещал Вам сделать все возможное для расследования этого дела. И вот прошло 10 месяцев. Никто не привлечен к уголовной ответственности.
А задержанные федеральными силами люди продолжают исчезать. Их трупы со следами пыток находят, в том числе и рядом с военной базой в Ханкале.
Часто "зачистки" по-прежнему проводятся без присутствия представителей прокуратуры. Но даже, когда представители поркуратуры присутствуют, это не спасает мирных жителей от насилия. Об этом говорят факты "зачисток" в Аргуне в декабре 2001 года, села Цоцин-Юрт 30 декабря - 3 января 2002 года, Аргуна в январе 2002 года.
Со времени семинара в Страсбурге нами собрана информация, достаточная для того, чтобы составить отношение к заявлениям российских официальных лиц о том, что прокуратура взяла под контроль действия силовых структур в Чечне, и ситуация с правами человека там заметно улучшилась. Мы полагаем, что оценки, которые Вы сделали по итогам семинара Страсбурге, по крайней мере, преждевременны. С нашей точки зрения, пока нет никаких оснований для того, чтобы утверждать, что "компетентные власти Российской Федерации официально встали на этот путь (защиты гражданского населения) и уже добились на этом направлении конкретных успехов и в настоящее время стремятся пресекать подобного рода нарушения".
Подобные оценки со стороны международного сообщества лишь усугубляют тяжелую ситуацию в Чечне. Единичные усилия прокуратуры по соблюдению прав человека нельзя даже назвать тенденцией, а нарушение прав человека по-прежнему определяют ситуацию в зоне конфликта.
С глубоким уважением,
Орлов Олег Петрович - Председатель Совета Правозащитного центра "Мемориал",
Касаткина Татьяна Ивановна - Исполнительный директор Правозащитного центра "Мемориал",
Черкасов Александр Владимирович - член Совета Правозащитного центра "Мемориал".