Глава ААЦ в Грузии: армянская сторона против создания комиссии по изучению принадлежности церкви Норашен
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Армянская сторона против создания комиссии по изучению принадлежности церкви Сурб Норашен, так как она исторически является армянской. Об этом заявил в интервью с корреспондентом "Кавказского узла" глава Епархии Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) в Грузии, епископ Вазген Мирзаханян.
"Армянская сторона против создания комиссии по изучению принадлежности церквей, в том числе и Сурб Норашен, происхождение которых оспаривается представителями Грузинской Православной Церкви, потому что если для них они спорные, то для Армянской Апостольской Святой Церкви они являются ее историческими церквями", - заявил он.
По словам его Преосвященства, на данном этапе речь идет о возвращении шести церквей. Пять из них Сурб Норашен, Сурб-Ншан, Шамхорецоц Сурб Аствацацин (второе название Кармир Аветаран), Ереванцоц Сурб Минас и Мугни Сурб Геворг находятся в Тбилиси, и одна - Сурп Ншан, расположена в Ахалцихе (Самцхе-Джавахетия).
"Я должен заявить, что для армянской стороны принадлежность этих церквей вне всяких сомнений и вопросов. Эти церкви снаружи, внутри, письменами и архитектурным ансамблем в целом - армянские и это не может быть предметом обсуждения. А те аргументы, которые приводятся грузинской стороной, что основания были грузинскими - вне логики. Если в Грузии есть такой гениальный ученый, археолог, который может сказать, какой церкви принадлежали основания, ему без сомнения дали бы сегодня Нобелевскую премию", - заявил епископ.
По его словам, заявление патриархии Грузии о том, что в ходе встречи, которая состоялась 26 ноября в Тбилиси, было достигнуто соглашение о создании комиссии по установлению принадлежности церкви Сурб Норашен, не соответствует действительности.
"В ходе той встречи, а после нее была и другая, никакого конкретного решения мы не приняли, кроме того, что никакой священник не имеет права проводить на этой территории работы. Это должна делать либо городская мэрия, либо министерство культуры, на балансе которой этот исторический памятник числится", - заявил епископ Вазген Мирзаханян.
В тоже время глава епархии отметил, что для армянской стороны спорными могут быть те церкви, которые грузинская сторона в 1990-х годах переделала в грузинские. "Уже 20 и даже более церквей переделаны в грузинские в Тбилиси, Хашурском районе, в Кахетинском регионе и других местах, церкви, которые до советской власти действовали как армянские. Армянская сторона может согласиться на создание комиссии с одним условием, если она расследует вопрос уже огрузиненых армянских церквей", - заявил он.
Епископ с сожалением отметил, что у армянской церкви в Грузии на сегодняшний день нет статуса. "Не только армянская церковь, но и все другие религиозные меньшинства, которые составляют одну треть населения в Грузии, не имеют никакого статуса. Нам предлагали быть обычным НПО, на что мы естественно не согласились. Мы требуем либо принять закон "О религии" либо заключить с руководством страны конкордат, договор посредством которого религиозные меньшинства станут юридическими лицами", - заявил его Преосвященство.
По словам главы епархии, отсутствие юридического статуса не является преградой в передаче церквей армянской стороне. "У нас есть община, которой, в конце концов, можно их передать. Просто верховное руководство Грузинской Православной церкви должно дать свое согласие, а государство официально возвратить", - отметил он.
Глава епархии добавил, что необходимо, чтобы интеллигенция и священнослужители не вмешивали паству в решение вопроса передачи церквей, потому что их должна решать духовная власть на уровне государственной.
"Наши два народа были, есть и должны быть друзьями, родственниками и братьями. Грузинская общественность должна понять, что армяне не сумасшедшие, чтобы в столице Грузии, в Тбилиси, требовать от грузин грузинскую церковь. И я бы не хотел, что бы религиозные фанатики, играя на чувствах прихожан, сеяли межнациональную рознь между двумя народами", - отметил епископ.
Представители армянской общины в Грузии в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" единодушно отмечали, что армянские церкви, в принадлежности которых они не сомневаются, должны быть возвращены законному владельцу.
Патриархия Грузии воздержалась от новых комментариев по этому вопросу, ссылаясь на заявление, распространенное 8 декабря. В частности в заявлении сказано: "Известно, что грузинская и армянская церкви придерживаются разных мнений в отношении происхождения расположенной в Тбилиси, на улице Леселидзе, рядом с церковью "Джврис мама" исторического религиозного памятника (согласно армянским источникам - храма "Норашен") и поскольку ситуация обострилась, думаем, что должно быть проведено научное изучение вопроса и согласование его результатов комиссией, укомплектованной профессиональными экспертами".
На сегодняшний день в Грузии действуют 32 восстановленные и обновленные армянские церкви. Большинство из них находятся в армянских селах, расположенных в Самцхе-Джавахетии и Квемо-Картли.
Отметим, что ситуация, связанная с церковью Сурб Норашен, стала предметом обсуждения в ходе встреч 9 декабря премьер-министра Армении Тиграна Саркисяна с грузинским коллегой, а также с президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Грузинский президент пообещал взять дело под свой личный контроль.
В этот же день в церкви Сурб Норашен в присутствии Тиграна Саркисяна и возглавляемой им делегации в церкви прошла молитва. "Наш народ давно ждал этой минуты. Открытие дверей церкви является Милостью Божьей",- заявил тогда епископ Вазген Мирзаханян.
9 декабря Ассамблея тбилисских армян провела у Министерства культуры, охраны памятников и спорта Грузии акцию "Справедливость в пути" с требованием вернуть армянские церкви.
Напомним, что представители армянской общины Грузии 28 ноября распространили открытое письмо, в котором требуют принять решительные меры, которые бы остановили уничтожение в Грузии исторического и культурного наследия армянского народа и прекратили ущемление конституционных прав граждан Грузии армянской национальности.