Орлов: 60 лет Всеобщей Декларации прав человека не хочется праздновать

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

10 декабря в Москве, в Музее и общественном центре имени А.Д. Сахарова состоялась Конференция правозащитных организаций России, посвященная 60-летию принятия Всеобщей Декларации прав человека (ВДЧП). Организаторами мероприятия выступили Московская Хельсинкская группа, движение "За права человека", Правозащитный центр "Мемориал", комитет "Гражданское содействие", фонд "В защиту прав заключенных". 

В конференции приняли участие известные правозащитники и общественные деятели, представили многих региональных правозащитных организаций. С юбилеем Декларации присутствующих поздравили представители американского и французского посольств Эрик Рубин и Филипп Лефорт. 

Руководитель ПЦ "Мемориал" Олег Орлов, открывая конференцию, заявил о том, что день 60-летия Декларации  "не хочется праздновать". "Еще десять лет назад мы бы сказали, что, несмотря на отступления в тех или иных местах от провозглашенных во ВДПЧ принципов, человечество движется по правильному пути, и эти принципы побеждают, история показывает их окончательную и бесповоротную победу. Но в последние годы от них все больше и больше отступают, причем не только в России. В США, которые всегда провозглашали приверженность принципам прав человека, руководство страны практически оправдывает, в отдельных случаях и иногда, пытки. Что уж говорить про нашу страну, когда из-под суда присяжных выводятся "преступления против государства". Единственный механизм, превращающий судилище в правосудие, разрушается на наших глазах. И это происходит при достаточно пассивном и равнодушном отношении общества", - посетовал Орлов.

Вместо ежегодного отчета о деятельности правозащитников Орлов предложил поставить проблему-вызов правозащитникам — "почему большей части наших сограждан права, провозглашенные в Декларации, оказываются не нужны или, по крайней, мере, неинтересны?".

Такое равнодушие может быть связано с трудным путем, который прошла Россия от переосмысления господствующего принципа "человек для государства" и принятия нового кредо — "государство для человека", отметила председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.

"XX век на много порядков превосходит все пережитое человечеством во всей его истории. ВДПЧ родилась из раздумий над этим ужасающим опытом. Ключ к решению этих проблем был найден: уважение к личности, к человеку, соблюдение его прав; не человек для государства, как было на самом деле в большинстве стран мира, а государство для человека, для соблюдения и охраны прав и свобод каждого человека. В этом суть ВДПЧ", - отметила правозащитница.

"Великий документ, который был принят 60 лет назад, чтобы изменить жизнь на Земле, даже в определенной мере, даже в нашей стране, - эта цель была достигнута. Ни в одном государстве, даже самом правовом и демократическом, она не выполняется полностью. Но все больше государств признают необходимость ее соблюдения. Становится все больше государств, где граждане добиваются от своих правителей как можно более полного соблюдения ее принципов, - сказала Людмила Алексеева.

"В СССР о существовании этого документа мало кто знал – руководство страны скрывало его от нас. Выбиться из засасывающего болота официальной идеологии нам помог не опыт Запада, нам неведомый, и не дореволюционный опыт нашей страны, потому что и его мы толком не знали, но собственный духовный поиск", - отметила Алексеева.

При строительстве Европейского Союза был предусмотрен специальный орган - Совет Европы, который сосредоточен на защите и укреплении ценностей, заложенных в Европейской конвенции по правам и свободам, впервые провозглашенных во ВДПЧ. Для соблюдения конвенции был создан Европейский суд по правам человека. Политическая культура стран Европейского Союза заметно продвинулась к идеалам ВДПЧ. "В нашей стране, поколение, вступившее в жизнь в 80-е годы, тоже сделало заявку на воплощение в жизнь этих идеалов", - добавила лидер МХГ.

"Наиболее отчетливо влияние диссидентов-правозащитников и их последователей проявилось в первых двух главах Конституции РФ, принятой в 1993 году. Эта конституция провозгласила, что человек, его права и свободы являются важнейшей ценностью. Увы, в реальной жизни эти постулаты конституции нарушаются постоянно, в массовых масштабах и очень грубо. Но в наши дни крот истории роет гораздо быстрее, чем прежде. 2008 год может стать знаковым для всего мира. Ведь опять американцы почуяли необходимость изменений в нынешнем порядке мироздания в том же направлении, которое обозначено во ВДПЧ, - выборы триумфально выиграл Барак Обама. Речь идет не о переделке однополярного мира в многополярный, это игры политиков. Речь идет о действительном воплощении в жизнь кредо ВДПЧ "государство для человека"", - отметила Алексеева.

"Мы сейчас не отделены, как это было прежде, от остального мира. Нынешний финансовый и экономический кризис у нас вызван не столько экономическими, сколько политическими причинами - неэффективностью управления. Наше руководство опирается на бюрократию и силовиков, но не на гражданское общество. Между властью и гражданами лежит пропасть. Ни мнения граждан, ни их интересы власть не учитывает. Для XXI века такие методы руководства - анахронизм, который усугубляет отставание страны в экономическом плане, толкает Россию к политической изоляции в современном мире", - заявила правозащитница.

"Нынешнее поколение не выдвинуло новых ценностей помимо кредо "государство для человека". Значит, за продвижение этого кредо будет бороться и нынешнее поколение и последующие. И они довершат то, что не успели сделать поколения 60-х-80-х годов", - заключила Людмила Алексеева.

"Мы разные оптимисты", - начал свое выступление правозащитник Сергей Ковалев. Он отметил, что Декларация не приблизила человечество к провозглашенным идеалам, вместо этого ее принципы стали использоваться в "политической фразеологии". ""Реальная политика" лицемерно использует новую фразеологию, но не способна на новую политическую парадигму. Они несовместимы. Торжества права вне политики и над политикой не состоялось, вековая цепь политического лицемерия тянется до сих пор, обращая торжественные обещания в стертые штампы, лишенные смысла", - заявил Ковалев.

"60-летие всеобщей декларации прав человека — тревожное событие. Что это? 60 лет признания великой империи, трудно, медленно, но неотступно преобразующий мир? Или это годовщина беспочвенной несбыточной мечты, жалко маскирующей повсеместные жестокие реалии?", - задался вопросом Ковалев.

"В середине двадцатого века всерьез показалось, что кровавый кошмар двух мировых войн, химическое и тем более ядерное оружие, Холокост и другие формы геноцида вроде сталинских депортаций народов наконец-то убедили мировое сообщество в жизненной необходимости строить иную политическую конструкцию мира, основанную на новой политической парадигме. Преамбула к Уставу ООН и Всеобщая декларация прав человека представлялись тогда отчетливой, резкой точкой перелома мировой политической реальности, необратимым началом нравственного преобразования мира", - отметил Ковалев.

"Вспомним, что в самом начале войны против нацизма союзники уже провозгласили своей целью защиту свободы, человечности, права. Тех самых ценностей, которые вскоре станут называть универсальными. Утверждалось, что эти ценности — высшая цель политики. Но не только цель, но еще и главный инструмент безопасного и справедливого мира. Попробуйте совместить с этим ковровые решения, а вскоре и бомбардировки мирных городов, пол-Европы, отданные в рабство сталинской тирании, сотни тысяч пленных, выданных Сталину в каторгу и на смерть. А в Нюрнберге один людоед судил другого людоеда за каннибализм. Нюрнберг перевел красивые декларации в область политической риторики", - заключил Ковалев.

"Я убежден, что мы переживаем глобальный моральный политический кризис. В центре современной политической конструкции мира по-прежнему амбиции и так называемые геополитические интересы. Если бы кто-то, отбросив ритуальную фразеологию, стал составлять нынешние списки универсальных ценностей, надлежало бы начинать его примерно так: нефть, газ, политкорректность, то есть спокойный комфорт международных чиновников", - добавил Ковалев.

С докладом "Роль гражданского общества в условиях имитационной демократии и экономического кризиса" выступил руководитель движения "За права человека" Лев Пономарев. "В условиях наступившего экономического кризиса, прежде всего, будут усиливаться тенденции власти к установлению тоталитарного режима. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Впервые за 15 лет меняется Конституция страны, значительно увеличивая возможные сроки управления страной одним президентом. На мой взгляд, ещё большую угрозу демократии несут поправки в УК и УПК, которые убирают из-под юрисдикции судов присяжных все так называемые "преступления против государства"", - подчеркнул он.

"Особенно примечательно выглядит проведенное под шумок "борьбы с терроризмом" выведение из компетенции суда присяжных дел, связанных с обвинениями в организации массовых беспорядков. Власти прекрасно понимают, что при неблагоприятном развитии событий в рамках социально-экономического кризиса массовые протестные действия вполне вероятны, и не хотят доверять "народному правосудию" рассмотрение таких дел, заранее отлаживают карательное правосудие", - считает Пономарев.

"Задача гражданских организаций – не допустить принятие этих поправок в закон в окончательном виде. Пока они приняты в Государственной Думе в первом чтении. Необходимо выступать против их принятия.  Необходимо противостоять наметившимся тоталитарным тенденциям в действиях власти, а для этого необходимо научиться вовремя реагировать на новые вызовы и действовать максимально сплочённо", - отметил правозащитник.

На конференции также выступили координатор "Союза солидарности с политзаключенными" Анна Каретникова с докладом о выработке единых критериев признания преследований по политическим мотивам, которыми занимается Союз, руководитель организации "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина - с речью об особенностях защиты прав национальных меньшинств, руководитель организации "Матери Дагестана за права человека" Светлана Исаева - с рассказом о нарушениях прав человека в республике. Слово для реплик взяли присутствующие гости из Обнинска, Пензы, Астрахани, Екатеринбурга и других городов.

"Нас здесь немного, и мероприятие получилось для узкого круга людей. Почему это так? Есть ли у нас история успеха? Почему нас должны слушать? Если надрывный тон и убежденность в том, что мы занимаемся важными темами подчас заменяют информативность, не являемся ли мы самозваной совестью нации? Можно, конечно, и дальше ограничиваться своим кругом. Но давайте снизим пафос. Некоторые аспекты нынешней ситуации исключительны. Она отличается от СССР. Общество находится между властью и террором, оно не слушает правозащитникам", - заметил член правления ПЦ "Мемориал" Александр Черкасов.

На вопрос корреспондента газеты "30 октября", как изменить эту ситуацию, Черкасов ответил, что нужно, чтобы у людей было "чувство сопричастности", - наподобие того, какая была у советских граждан, набивавших "Самиздат" на печатных машинках. "Правозащитникам нужно делать дискуссии открытыми. Кроме того, от них требуется точность. Наконец, составляется единый список политзаключенных на основе единых критериев. Это очень важно", - отметил Черкасов.

Автор: