Эксперты отмечают взвешенность решения Гаагского трибунала по иску Грузии к РФ
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Грузинские и российские эксперты назвали решение Гаагского трибунала по иску Грузии против России о предварительных мерах "взвешенным". На основное судопроизводство и рассмотрение вины России в конфликте уйдет до двух лет.
Кирилл Коротеев, адвокат ПЦ "Мемориал", специализирующийся на международном праве прокомментировал решение Международного суда ООН в отношении России и Грузии от 15 октября корреспонденту "Кавказского узла": "Решение Гаагского трибунала было принято восемью голосами против семи, что свидетельствует о том, что суд был чрезвычайно разделенным в своих мнениях - прежде всего, по вопросу о том, имеет ли он юрисдикцию рассматривать это дело".
"Несмотря на то, что в принципе суд не должен быть политизированным, судья от России выступал против того, что суд имеет такую юрисдикцию, судья от Грузии - за", - заявил юрист.
Коротеев заметил, что суд указал предварительные меры не только в отношении России, но и в отношении Грузии, несмотря на то, что иск подала Грузия. Значительная часть мер содержит призыв к соблюдению международных конвенций.
В частности, Суд предписал Грузии и России соблюдать Конвенцию 1965 года о запрете всех форм расовой дискриминации в Абхазии и Южной Осетии. В данном случае Конвенция применяется к случаям дискриминации на основании гражданства и этнической принадлежности, а не цвета кожи.
Ранее Россия говорила, что она не осуществляет никакого контроля над Абхазией и Южной Осетией, а, если бы даже и осуществляла, Конвеция не распространяется на эти страны, поскольку они ее не подписывали, сообщил Коротеев. Однако суд фактически предписал России соблюдать Конвецию в этих регионах, косвенно признав ее контроль над ними. "В решении суда говорится о недопустимости расовой дискриминации в республиках со стороны властей и общественных учреждений, находящихся под контролем "или влиянием" сторон", - уточняет Коротеев. "Это явно намекает на зависимость осетинских властей от России", - считает юрист.
Одна из проблем, которую ставила Грузия перед судом - проблема грузинских анклавов в ЮО, из которых выгнали грузин. Грузия настаивала, что это акт этнической дискриминации. Очевидно, его совершали не российские, а осетинские войска. Однако суд своим решением фактически признал, что они могли находиться под российским влиянием, заявил Коротеев.
Суд также обязал стороны не препятствовать доставке гуманитарной помощи в пользу местного населения. Для выполнения предписанных мер стороны обязаны следить друг за другом и, в случае нарушений, информировать Суд. На основании представленных доказательств суд будет решать спор сторон.
После принятия решения о предварительных мерах от 15 октября суд перешел к рассмотрению вопроса о своей юрисдикции для начала основного производства. В случае положительного решения вопроса о юрисдикции на основное судопроизводство уйдет, в лучшем случае, два года, считает Коротеев.
По словам юриста, сложно говорить о выгоде решения суда для Грузии "с одной стороны, Грузия получила значительную часть того, что просила в своем иске. С другой стороны, меры были приняты и в отношении самой Грузии", - сказал юрист. Однако самый главный результат для Грузии состоит в том, рассмотрение дела будет продолжаться, заявил Коротеев. Он напомнил, что окончательные решения Гаагского Суда в основном декларативны, речь не идет о выплате материальных компенсаций. Однако решения важны для международного авторитета страны.
Грузинский политолог Рамаз Саквареилидзе заявил корреспонденту "Кавказского узла", что решение Гаагского трибунала - некоторый усредненный вариант, который не обижает ни одну из сторон - им довольна и Россия, и Грузия. "При этом трибунал не взял на себя решение до конца", - заявил Саквареилидзе. По его словам, грузинское руководство и не ожидало большего - оно довольно тем, что получило. "Гаагский трибунал - процесс медленный, и руководство Грузии уже должно было быть довольным. Окончательное решение было взвешено", заявил Саквареилидзе. Все же, по мнению эксперта, "трибунал является политически ориентированным и о его абсолютной объективности речь не идет".
Российский политолог Сергей Маркедонов завил корреспонденту "Кавказского узла", что решение Гаагского трибунала, безусловно, стало разочарованием для Грузии, которая ожидала "абсолютного обвинительного приговора в отношении России". "Европейские суды стараются уходить от политических оценок, не принимать позицию одной из сторон конфликта. Поэтому решение Суда было сведено к общим рекомендациям, и обвинительного вердикта, которого ожидала Грузия, не получилось", - заявил Маркедонов.
Эксперт "Центра экстремальной журналистики" в Тбилиси Тенгиз Аблотия заявил корреспонденту "Кавказского узла", что решение Гаагского трибунала дало грузинскому руководству "чувство морального удовлетворения" при понимании того, что "реальных рычагов влияния на конфликт международные суды не имеют". "Грузинское руководство констатировало, что мы выиграли очередной этап информационной войны. Это хорошо, но при этом мы теряем наши территории. Возможно, правда, не по нашей вине", - заявил Тенгиз Аблотия.
Международный суд ООН 15 октября обязал Москву и Тбилиси принять временные меры по защите прав населения Грузии, Южной Осетии и Абхазии. Оглашая решение по иску Грузии к РФ, суд постановил, что обе стороны должны способствовать получению гуманитарной помощи местным населением.
Суд в своем решении напомнил сторонам об обязанности соблюдать положение международной конвенции об устранении всех форм расовой дискриминации.
Согласно решению суда, Россия и Грузия должны делать все возможное для обеспечения безопасности людей, реализации их прав на свободу передвижения и проживания в пределах границ государства, защищать собственность перемещенных лиц и беженцев.
Грузия направила в главный судебный орган ООН просьбу о принятии мер по воздействию на Россию 14 августа "с целью немедленного прекращения насилия по отношению к мирному населению" страны. 12 августа 2008 г. Грузия подала против РФ иск с требованием выплаты компенсации за "почти двадцатилетнюю дискриминацию этнических грузин" со стороны Москвы".
Ранее о нарушении Россией и Грузией норм международного и гуманитарного права говорилось в резолюции ПАСЕ, принятой 3 октября 2008 года. В проекте резолюции ПАСЕ, в частности, говорится, что начавшаяся 7 августа война явилась следствием серьезной эскалации напряженности, которая сопровождалась провокациями и ухудшением ситуации в зонах безопасности.