Стенограмма выступления и ответов на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на пресс-конференции по итогам встречи с Министром иностранных дел Республики Армения Э.Налбандяном, Ереван, 3 октября 2008 г.

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

С.В.Лавров: Мы подробно обсудили состояние наших двусторонних отношений, наше сотрудничество в региональных и международных делах. Обсудили откровенно, по-деловому, как это принято между союзниками и стратегическими партнерами. Мы довольны тем, что договоренности, достигнутые между нашими президентами, в том числе и в ходе их неоднократных встреч в этом году, выполняются.

Мы посмотрели на общую ситуацию в наших двусторонних отношениях в рамках подготовки к очередному саммиту и выразили удовлетворение тем, что по большинству вопросов наблюдается прогресс. Товарооборот между нашими странами за прошедшие месяцы этого года вырос почти на 20 процентов. Объем российских инвестиций в Армению уже превысил один миллиард и триста миллионов долларов. Это солидная сумма, и, конечно, эти инвестиции должны эффективно работать в интересах и наших экономик, и наших народов. Культурные связи у нас на подъеме. Это традиционная сфера взаимодействия, которая непосредственно направлена на поддержание и развитие контактов между нашими людьми. Из внешних дел, естественно, мы уделили большое внимание ситуации, которая сложилась в Закавказье в результате агрессии режима Саакашвили против Южной Осетии. Мы едины в том, что любые конфликты должны быть урегулированы исключительно мирным путем, за столом переговоров, на основе международного права. Нападение на Цхинвал показало, что попытки силового урегулирования кризисных ситуаций обречены на провал. В этой связи мы вновь подтвердили общую позицию стран-членов ОДКБ, которая в ходе московского Саммита Организации и предшествовавшего ему заседания Совета министров иностранных дел была закреплена и по этому вопросу, и по другим вопросам современного мироустройства. Констатируем возросший уровень внешнеполитической координации стран-членов ОДКБ. В этом вопросе Армения играет особую роль, в том числе и в качестве страны, которая сейчас является председателем ОДКБ.

Думаю, что все наши планы, включая планы сотрудничества между министерствами иностранных дел, будут и впредь реализовываться. Сегодня мы добавили несколько тем в план наших консультаций. Важное значение уделяем изучению многолетнего опыта наших армянских друзей по работе с соотечественниками, проживающими за рубежом. Вы знаете, какое внимание в России уделяется этому вопросу. У нас создано Агентство по делам СНГ и соотечественников за рубежом, и опыт, который армянские друзья накопили, конечно же, очень нам пригодится. Еще раз благодарю наших хозяев за гостеприимство и радушный прием. Спасибо.

Вопрос: Какую роль Москва и Ереван могут сыграть в реализации стамбульской инициативы по созданию кавказского альянса?

Ответ: Я призываю Вас быть осторожнее с терминами. Альянсов никто не создает. Мы приветствуем любые шаги, которые нацелены на то, чтобы в любом регионе ситуация была спокойной, стабильной, комфортной для развития экономического и гуманитарного сотрудничества, сотрудничества по обеспечению безопасности. И наши турецкие коллеги, выдвигая эту свою идею, не имели каких-то готовых схем в уме. Они пригласили страны региона к диалогу о том, какими путями все эти вопросы можно было бы сообща решать. Уже состоялась серия двусторонних контактов между странами кавказского региона. Я думаю, что в ближайшее время эти контакты продолжатся, и форматы будут расширяться.

Вопрос: В первые же дни вокруг конфликта в Южной Осетии азербайджанская сторона заявила о своей поддержке действий Грузии. Как Вы прокомментируете подобную позицию официального Баку, и может ли это внести какой-то разлад в российско-азербайджанские отношения?

Ответ: Я не в курсе подобных заявлений со стороны Азербайджана. Напротив, руководство Азербайджана в своих комментариях придерживалось сдержанной позиции и выражало заинтересованность в скорейшем урегулировании этой ситуации. Наши отношения с Азербайджаном не подвержены конъюнктуре. Это наш давний, очень важный для нас партнер и мы не собираемся эти отношения приносить в жертву каким-то конъюнктурным соображениям. Такое же отношение мы ощущаем со стороны Баку. Там тоже ценят стратегический характер отношений с Российской Федерацией и исходят из необходимости содействовать урегулированию всех конфликтов в этом регионе, которые так или иначе этим отношениям не помогают. Думаю, что ключом к тому, чтобы все эти усилия реализовались, включая, кстати, и турецкую инициативу по созданию платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе, является настойчивое движение вперед к нагорно-карабахскому урегулированию. Наработок немало. Стороны согласовали целый ряд принципиальнейших положений, и эти положения зафиксированы в документе, который сопредседатели: Россия, Соединенные Штаты и Франция, депонировали в ОБСЕ. Там сохраняются и несогласованные, естественно, вопросы, но есть целый ряд вариантов, который позволяет и дальше работать над решением проблемы. Надеюсь, что запланированные на предстоящий период контакты по нагорно-карабахскому урегулированию помогут продвигаться вперед.

Вопрос: Не секрет, что во время войны в Южной Осетии Армения оказалась, по сути, в экономической блокаде. Около 70% и даже больше товарооборота идет через армяно-грузинскую границу, при этом нет прямой границы с Российской Федерацией. В свете Ваших договоренностей в Грузии есть ли уверенность, что впредь поступление товаров из Российской Федерации в Армению и наоборот будет осуществляться беспрепятственно? Второй вопрос: Армения подписала в Москве документ, который признает необходимость проведения российскими войсками операции по принуждению к миру Грузии, но есть ли что-то, что сейчас мешает Армении признать независимость Южной Осетии и Абхазии? Хотелось бы понять Вашу принципиальную позицию.

Ответ: (после слов Н.Налбандяна) У России трудности, собственно говоря, не с Грузией, если под Грузией понимать страну и народ. У нас трудности с грузинским руководством, которое находится сейчас в Тбилиси и которое развязало войну, причем не в первый раз, но в таком масштабе, конечно, впервые. Я убежден, что те факты, которые наконец доходят до общественности, та правда, которая сейчас становится известной грузинскому народу, грузинским политикам и те требования, которые звучат о необходимости расследовать случившееся — это оздоровительный процесс. Общество, находилось в информационной блокаде. И Ваш канал, и другие российские каналы не имели возможности вещать на Грузию. Вещание было перекрыто, как и был закрыт доступ к российским интернет-ресурсам. Сейчас правда все-таки пробила себе дорогу и это полезно.

Вопрос: Правительство Армении заявило о своем намерении продолжать военное сотрудничество с НАТО даже после российско-грузинской войны. Также на днях президент Саркисян посетил Тбилиси и договорился с президентом Саакашвили о дальнейшем наращивании грузино-армянского сотрудничества в экономических и других областях. Как к этому относится Россия? Вас это не беспокоит?

Ответ: Нет, абсолютно не беспокоит. Мы также сохраняем форматы своих взаимоотношений со странами НАТО. У нас есть Совет Россия-НАТО, который продолжает существовать, хотя некоторые члены Альянса хотели бы подвесить обсуждение важных вопросов. Однако это их выбор. Мы также являемся членами Совета Евроатлантического партнерства вместе с Арменией. Убежден, что если НАТО действительно будет трансформироваться в том направлении, в котором оно провозглашает свое преобразование, а именно — организацию, которая вместе с партнерами будет бороться с новыми угрозами и вызовами, то ничего опасного я в этом не вижу. Опасность заключается в искусственном, ничем не оправданном и никак не связанном с реальными угрозами механическом продвижении НАТО на Восток, в порядке своеобразного менталитета "освоения территорий". У нас здесь нет какого бы то ни было расхождения с нашими армянскими друзьями в отношении того, с какой НАТО и каким образом мы хотим взаимодействовать, а что касается договоренностей Армении и Грузии о развитии торгово-экономических связей, мы это можем только приветствовать. Надеюсь, что эти договоренности приведут к тому, что больше не будет повторения эпизодов, которые имели место в ходе кавказского кризиса, когда на территории Грузии создавались искусственные преграды для движения товаров. Эти договоренности пойдут на пользу экономическому развитию нашего союзника.

Автор: