В Армении завершено следствие об организаторах массовых беспорядков 1 марта
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Специальная следственная служба Армении направила в Уголовный суд Еревана "Дело семи", относящееся к событиям 1 марта. Семь оппозиционеров обвиняются в попытке насильственного свержения существующего строя.
По "делу семи" проходят депутаты Национального Собрания: Миасник Малхасян, Сасун Микаелян, Акоп Акопян, бывший министр иностранных дел Александр Арзуманян, а также другие лидеры оппозиции: Шант Арутюнян, Григор Воскерчян, Сурен Сирунян.
Представитель Армянского национального конгресса Давид Шахназарян отметил, что власти делают все для того, чтобы скрыть злодеяние против мирных демонстрантов. "Дело семи" он охарактеризовал как позор для страны. По его словам, особое негодование вызывает то, что все материалы об убийствах механически подшиваются к этому делу.
Верховный комиссар по правам человека Совета Европы Томас Хаммарберг 22 ноября заявил, что не удовлетворен состоянием заключенных: "Меня беспокоит то, что люди находятся в заключении более чем 8 месяцев без предоставления четких доказательств того, что они несут ответственность за события 1 марта".
Он указал на недостатки в проведении судебных процессов. В частности, по словам Хаммерберга, есть случаи, когда оказывается давление на свидетелей и есть один-два свидетеля, которые в результате давления отказались от своих показаний. Кроме того, исключительно все судебные решения принимаются на основании показаний полицейских: "Для меня непонятно то, что люди, на основании показаний которых выдвигаются обвинения, сами ответственны за насильственные действия".
Хаммарберг особое внимание уделил "Делу семи". Верховный комиссар выразил сомнение в том, было ли желание вообще свергать силой власть: "Я не видел до сих пор ничего близкого к попытке свержения существующего строя". Хаммарберг сообщил, что до того, как выразит свое окончательное мнение относительно "Дела семи", он намерен подробно изучить все материалы дела и ознакомиться с судебным заключением: "И если я обнаружу, что там нет достаточных доказательств для передачи дела в суд, то тогда создастся возможность начать обсуждение о наличии политзаключенных".
В свою очередь Генеральный прокурор Армении Агван Овсепян подверг резкой критике заявления Хаммарберга о ведении следствия и вынесении судебных решений, относящихся к событиям 1 марта. Агван Овсепян выразил недоумение тем, что Верховный комиссар может делать выводы, будучи не знакомым с материалами уголовных дел.
После президентских выборов 19 февраля не согласная с результатами выборов оппозиция, во главе с первым президентом Тер-Петросяном, начала проводить массовые акции протеста. Рано утром 1 марта полицейские провели "операцию по расчистке площади Свободы", подвергнув жестокому избиению находившихся на площади участников мирной акции протеста.
В тот же день приблизительно к часу дня у памятника Александру Мясникяну на проспекте Григория Просветителя стали собираться люди, возмущенные жестокими действиями полиции. Через некоторое время на место стихийного митинга пришли и лидеры оппозиции.
Многотысячный мирный митинг проходил до двух часов ночи, однако на соседних с проспектом улицах происходили столкновения между полицейскими и людьми, которые хотели присоединиться к митингу. При невыясненных обстоятельствах в результате столкновения погибло десять человек и более 200 полицейских получили ранения.