Нухажиев: прокурором Чечни должен стать коренной житель республики
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев заявил, что новым прокурором республики должен стать человек "из числа представителей коренных национальностей". С мнением омбудсмена согласны и представители неправительственных организаций и правозащитники.
"Владимир Кузнецов как человек и как профессионал заслуживает самых хороших слов. Вместе с тем, хочу отметить, что пришло время покончить со сложившейся практикой, когда ротация кадров идет только в одном направлении. Руководителями прокуратуры республики, УФСБ, следственного управления СКП и их первыми заместителями у нас назначают людей из других регионов России", - заявил Нухажиев.
При этом, по его словам, "из республиканских органов сотрудники-уроженцы нашей республики не переводятся на более высокие должности в другие регионы страны". "Это, по меньшей мере, выглядит как дискриминация. Если на начальном этапе восстановления правоохранительных органов республики такую практику можно было еще понять, то в настоящее время такой подход считаю неправильным", - сказал Нухажиев журналистам.
"В республиканских правоохранительных органах работают сотрудники высокого класса из числа представителей коренных национальностей, имеющие огромный опыт работы. Этим профессионалам можно доверить самую ответственную работу, в том числе и должность прокурора республики", - считает Уполномоченный по правам человека в Чечне.
При этом Нухажиев отметил "искусственное сдерживание естественного процесса служебного роста кадров". "Есть и другая очевидность - у кадров, выросших в республике, отсутствуют все минусы, присущие "временщикам". Поэтому, если должность прокурора займет уроженец нашей республики, я убежден, это положительно скажется и на работе прокурорских органов республики", - заявил он.
С мнением Уполномоченного по правам человека согласились и представители правозащитных и общественных организаций. "Если исходить из того, что "контретеррористическая операция" в Чечне уже давно завершена, направление сюда в командировки сотрудников милиции из других регионов страны, также как и практика назначения на должности прокурорских и иных работников "со стороны", на мой взгляд, выглядит как недоверие федерального центра к местным "силовикам". Все это напоминает советское время, когда на высших должностях в руководстве республики сидели назначенцы из Москвы, а местным, в лучшем случае, давали места в среднем звене чиновников", - считает сотрудница одной из местных НПО.
"В прокуратуре республики действительно должны работать принципиальные и честные работники из числа местных специалистов. За прошедшие годы у меня сложилось стойкое мнение о том, что прокуроров к нам назначают для выполнения двух задач. Первое - максимально строго наказывать людей, обвиняемых в причастности к боевикам. Второе - уводить от наказания военных и силовиков, совершивших военные преступления. Так считаю не только я, но и многие мои коллеги-правозащитники", - утверждает эксперт Московской Хельсинкской группы по Северному Кавказу Асламбек Апаев.
"Почему у нас в республике прокурорами и судьями, включая и районных, работают в основном командированные из разных регионов? Я понимаю, конечно, что для них Чечня является своего рода трамплином для последующего карьерного роста, что здесь они имеют возможность в ускоренном темпе получать звания, награды. Но не может же эта "контртеррористическая операция" длиться вечно? Республике нужны свои национальные кадры, свои специалисты, а "временщикам" до проблем людей, как правило, нет никакого дела", - заключил правозащитник.
Как сообщал ранее "Кавказский узел", Нурди Нухажиев выступил 16 мая 2007 с резкой критикой в адрес республиканской прокуратуры и, в частности, ее руководителя Валерия Кузнецова.
Он предложил властям поставить вопрос перед Гепрокуратурой о замене прокурора, а против "преступной бездеятельности" самой прокуратуры возбудить уголовное дело. Некоторые наблюдатели в Чечне склонны были считать, что за этими заявлениями стоит руководство Чечни, в частности Рамзан Кадыров.
В мае 2007 года, Нурди Нухажиева поддержали члены Общественной палаты Чечни. "Сотни людей годами обивают пороги государственных органов, обращаются к общественным организациям с просьбами о содействии в розыске их родственников. Во многих случаях, при желании прокуратуры, можно без труда установить лиц, причастных к похищениям людей", - утверждали общественники.
Продолжением конфликта между прокурором и омбудсменом стал протест со стороны прокуратуры на закон «Об Уполномоченном по правам человека» в июне 2007 года. В республиканском надзорном ведомстве посчитали, что деятельность Уполномоченного по правам человека в Чечне не соответствует нормам федерального законодательства.
В мае этого года конфликт между омбудсменом и прокурором в Чечне сошел на нет - они подписали соглашение о взаимодействии в вопросах защиты прав и свобод человека и гражданина.
По мнению сотрудницы представительства Правозащитного центра "Мемориал" в столице Чечни Натальи Эстемировой, в своей работе тесно контактирующей с органами прокуратуры, после назначения прокурором Кузнецова произошли положительные сдвиги в расследовании преступлений, совершенных представителями силовых структур Чеченской Республики. По ее словам, Кузнецов - первый прокурор Чечни, с которым можно работать.