Эффект от московского соглашения по Карабаху психологический, а не практический, считают эксперты
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Самым главным итогом московской встречи президентов Азербайджана и Армении является сам факт подписания, впервые с 1994 года, после заключения соглашения о прекращении огня, лидерами двух стран письменного документа.
Такое мнение в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" высказал глава Общественного форума "Во имя Азербайджана" Эльдар Намазов, комментируя Московскую декларацию, подписанную 2 ноября президентами Азербайджана, Армении, и РФ - Ильхамом Алиевым, Сержем Саркисяном и Дмитрием Медведевым.
По мнению Намазова, Московская декларация имеет "в определенной степени психологическое значение". Она может создать "более позитивную психологическую атмосферу" вокруг Карабахского урегулирования, считает Намазов.
Вместе с тем, Намазов констатировал отсутствие в документе каких-либо договоренностей, которые можно было расценить "как прорыв, или, хотя бы, как серьезный шаг вперед" на пути урегулирования проблемы.
При этом Намазов напомнил, что сопредседателями Минской группы ОБСЕ уже на протяжении достаточного длительного периода ведется работа над проектом документа - "Основными принципами урегулирования Карабахского конфликта", который рассматривается как Промежуточное соглашение. Однако между сторонами относительно принципов остаются разногласия по нескольким вопросам. В этом смысле обращает на себя внимание отсутствие в Московской декларации упоминаний о принципах урегулирования конфликта, далее подчеркнул Намазов.
На его взгляд, эффект Московской декларации будет определяться последующими событиями. Если между сторонами есть конкретные устные договоренности, которые они пока не разглашают, и в ближайшем будущем переговорный процесс пойдет вперед, то Московскую декларацию можно будет считать "важной вехой в карабахском урегулировании". "Если дальше прогресса не будет и процесс начнет буксовать, то и некоторый психологический эффект от Московской декларации постепенно будет исчезать", считает Намазов.
"По сути, в подписанном в Москве документе ничего нового нет, и изложенные в нем намерения носят декларативный характер", - в свою очередь сказал глава Центра исследований "Восток-Запад" Арастун Орджлу.
По его словам, отражение в декларации намерения сторон решать конфликт мирным путем - далеко не новость, и это ранее фиксировалось в более "солидных и весомых документах". В частности, Азербайджан и Армения приняли на себя обязательства решать конфликт мирными средствами при вступлении в Совет Европы, подписании Плана действий в рамках партнерства с ЕС в рамках Европейской политики соседства и других документах.
Да, и Россия сама тоже не ожидала реальных результатов от встречи и для нее это была скорее "пиар-акция". Для РФ подписание Московской декларации было важно с точки зрения реанимирования имиджа России как страны, способной стать посредником в урегулировании конфликтов. Этот имидж России серьезно пострадал после августовских событий, когда она совершила военное вторжение в Грузию и признала Абхазию и Южную Осетию, из-за чего оказалась на грани международной изоляции, считает Оруджулу.
Бывший госсоветник по внешней политике, политолог Вафа Гулузаде назвал Московскую декларацию "бессмысленным документом", который на стороны никаких обязательств не накладывает. "Просто Москва настояла на подписание формального документа, дабы показать, что встреча по ее инициативе не была безрезультатной", - сказал Гулузаде.
Известный азербайджанский эксперт Расим Мусабеков также считает, что подписанный в Москве документ "по сути не представляет никакого значения".
Правда, в нем подчеркивается необходимость решения проблемы путем диалога. Но в нем нет обязательств относительно неприменения силы. Кроме того, отметил Мусабеков, в декларации обойдены стороной моменты, отражающие принципиальные позиции сторон - это вопросы территориальной целостности и права наций на самоопределение.
Нет в документе слов и о достижении сближения позиций по остававшимся спорным вопросам. На протяжении последнего года сопредседатели неустанно заявляли, что стороны договорились по многим принципам и "остаются нерешенными всего 2-3 вопроса".
Как полагает Мусабеков, Россия, фактически, не смогла добиться от сторон прямых ответов на ее предложения. Стороны, по сути, остались на своих позициях.
На его взгляд, стороны для дачи ответов Москве теперь будут еще консультироваться с авторитетными для них силами. "Саркисян после встречи в Москве направляется в Париж для консультаций с Николя Саркози. Кроме того, Армения наверняка не будет спешить и дождется результатов выборов в США с расчетом на победу Обамы, делавшего реверансы в сторону армянской диаспоры США", - сказал Мусабеков. Аналогичным образом, по его словам, поступит и азербайджанская сторона. Уже 4-5 ноября Алиев совершит визит в Турцию, где наверняка обсудит итоги московской встречи с президентом Гюлем. В Баку также будут дожидаться результатов выборов в США, полагает эксперт.
Московская декларация состоит из общих слов, и в ней нет ничего нового для урегулирования карабахского конфликта. Так прокомментировал подписанный в Москве документ по карабахскому урегулированию глава оппозиционной партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Али Керимли.
По его мнению, Декларация, по сути, явилась отражением в письменном виде все того, что устно говорилось на протяжении и долгого времени.
Касаясь роли России в подписании документа, Керимли расценил усилия Москвы как попытку улучшить сложившийся вокруг России после августовских событий в Грузии имидж "деструктивной страны".
Настораживающим Керимли назвал тот факт, что, несмотря на серьезные разногласия между РФ и США по событиям в Грузии, в отношении карабахского конфликта Москва и Вашингтон демонстрируют общую позицию. При этом он усматривает угрозу навязывания посредниками варианта определения статуса НК на референдуме.
По его мнению, из-за нерешительности официального Баку, вопрос о референдуме все еще остается в повестке дня переговоров.
Как считает Керимли, официальный Баку должен найти в себе силы, чтобы исключить данный вопрос из предмета обсуждений.
Лидер партии Граждан и развития (ПГР) Али Алиев также считает Московскую декларацию ни имеющим значения документов. По его словам, Московская встреча была не более, чем попыткой показать Россией свое влияние в регионе. Однако подобные документы не в состоянии изменить сложившийся статус-кво в регионе.
Лидер партии "Мусават" Иса Гамбар выразил мнение, что "перехват" Россией инициативы в карабахском урегулировании не отвечает интересам Азербайджана.
Оценивая декларацию, Гамбар назвал ее "коротким и неопределенным по содержанию документом".
Вместе с тем Гамбар усмотрел в этом документе и "моменты давления на Азербайджан", намекнув упоминание Мадридских предложения, которые таят в себе "угрозу проведения референдума о статусе НК".
Он призвал руководство Азербайджана не поддаваться на давления и добиться урегулирования подлинно на основе норм международного права. Вместе с тем, Гамбар расценил подписание Алиевым декларации как отступление им от своей прежней позиции.
Президенты России, Азербайджана и Армении - Дмитрий Медведев, Ильхам Алиев и Серж Саркисян 2 ноября в Москве подписали декларацию о мирном урегулировании карабахского конфликта, которая подразумевает юридически обязывающие международные гарантии урегулирования карабахского конфликта.
"Президенты поручили способствовать оздоровлению ситуации на Южном Кавказе, - говорится в декларации. - Они подтвердили важность значения посреднических усилий ОБСЕ. Кроме того, президенты подтвердили, что достижение мирного урегулирования должны сопровождаться юридически обязывающими международными гарантиями".
Медведев, Алиев и Саркисян "договорились продолжить работу на высшем уровне по согласованию политического урегулирования конфликта и поручили главам МИД активизировать шаги в переговорном процессе", передает ИТАР-ТАСС.
31 октября в Москве состоялась встреча глав МИД Азербайджана, Армении и России, а 1 ноября прошла встреча министров с сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Как сообщалось, итоги этих встреч "доложены президентам Азербайджана и Армении" перед переговорами 2 ноября.
О том, что в Москве возможна встреча между президентами России, Армении и Азербайджана, на которой будет обсужден вопрос урегулирования карабахского конфликта, 21 октября в ходе совместной с президентом Армении пресс-конференции заявил президент России Дмитрий Медведев.
6 июля в Санкт-Петербурге прошла встреча президентов Армении и Азербайджана, на которой Серж Саркисян и Ильхам Алиев договорились продолжить переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта на основе мадридских предложений.