В Карачаево-Черкесии прошли мероприятия, посвященные дню депортации карачаевского народа

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

2 ноября в Драматическом театре города Черкесска состоялось траурное заседание общественности республики, посвященное дню депортации одного из народов Карачаево-Черкесии.

2 ноября также исполнилось 180 лет со дня сражения русских и карачаевских войск у подножья Эльбруса, после чего власти Карачая приняли решение о переходе под юрисдикцию императора России.

"Пусть никогда не повторится трагедия карачаевского народа и других северокавказских репрессированных народов, а мы должны всегда помнить, что такая опасность есть - я имею в виду режим Саакашвили, когда пострадали братские народы Южной Осетии", - с такими словами выступил на заседании президент Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев.

По его мнению, политическое руководство России в лице президента Дмитрия Медведева и председателя правительства Владимира Путина, приняло "немедленные и абсолютно адекватные шаги" для того чтобы принудить президента Грузии к миру.

Он так же сказал, что Карачаево-Черкесская республика - это неотъемлемая составная часть России. "Я часто говорил и повторяю одно - мы неотъемлемая часть России и Россия без Карачаево-Черкесии - это уже была бы не Россия",- заявил он.

Президент упомянул о том, что карачаевский народ потерял более сорока тысяч своих лучших сынов и дочерей, оставив их, "казалось бы, в чужой для этих народов земле".

"На самом же деле, за эти 14 лет земля Казахстана и Средней Азии стала родной землей. И те народы, которые приняли эшелоны с людьми, делились с ними хлебом, солью и крышей над головой показали силу дружбы народов, которые населяли и Советский Союз и Россию", - считает глава Карачаево-Черкесии.

Президент так же отметил, что собрание одновременно является и траурным и праздничным.

"В этой трагедии - праздник. Радость жизни, которая продляется, ни смотря, ни на что и вопреки всему. Я хочу от имени народа вспомнить и поклониться памяти тех, кто ушел в мир иной там, в местах выселения и тех, кто умер уже после возвращения на родину.

Несмотря не на какие усилия тех людей, которые были, к сожалению, и здесь в республике, не удалось ни разделить республику, ни посеять рознь между народами. Мы будем делать абсолютно все, для того, чтобы, Карачаево-Черкесия была едина и монолитна", - заявил президент.

Президент Карачаево-Черкесии подчеркнул, что в контексте этого вопроса, перед руководством республики стоит одна главная задача: поднять уровень социально-экономического развития.

"Для того чтобы жизнь в республике стала лучше, для того чтобы Карачаево-Черкесия была богаче и для того чтобы не отсюда уезжали молодые люди в поиске лучшей доли, а оттуда приезжали сюда в нашу республику - мы должны работать. И я полагаю, что в наших силах, сделать Карачаево-Черкесию той республикой, где действительно хотелось бы жить, растить детей, строить планы и добиваться этих планов", - заявил он.

Борис Эбзеев, так же заявил, что сегодня может позволить себе те лозунги, которые произносились когда-то, и которые "проскальзывали мимо ушей"

"Слава России! Слава Карачаево-Черкесии! Поклон низкий мудрому и трудолюбивому народу!", - воскликнул он в завершении своего выступления.

Министр Культуры Рамазан Бароков в беседе с корреспондентом "Кавказского узла", отметил, что это траурный день не только для народов Карачаево-Черкесии, но и для всех народов России.

"Депортация - трагедия наших братских народов, а соответственно и наша. И практически представители всех народов Карачаево-Черкесии сочли должным присутствовать на этом мероприятии", рассказал он.

Он так же сказал, что министерство культуры Карачаево-Черкесии совместно с министерством по делам национальностей приложило все усилия для поведения траурных мероприятий по всей республике.

"Мероприятия проходили в течения месяца, во всех учреждениях культуры, библиотеках и учебных заведениях республики. Были представлены персональные художественные выставки и презентации книг авторов Карачаево-Черкесии"- рассказал он.

Говоря о средствах передвижения в день траурных мероприятий, Бароков отметил, что никаких проблем в связи этим не возникало, так как сами районы "очень организованно подошли к этому вопросу" сумев обеспечить всех транспортом своих жителей, пожелавших посетить как драмтеатр, так и памятник жертвам политических репрессий в Карачаевске.

В завершении собрании в драматическом театре состоялся показ 25 - минутного документального фильма Владимира Макарова "Депортация", в котором были показаны документы и рассказана краткая история депортации карачаевского народа.

После просмотра фильма Мариат Черкесова, Кавалер Орденов Славы трех степеней жительница республики рассказала, что ей трудно было смотреть этот фильм.

"Мне тяжело было смотреть этот фильм, тяжело вообще все это представить. Несмотря на то, что я представитель черкесского народа, мне близка боль этого народа и мне жалко этот народ. И я обязательно поеду на возложение, потому что это эта наша общая память", - считает женщина.

Ислам Каракетов из Усть-Джегуты, сказал, что, на его взгляд, мероприятие прошло слишком поверхностно.

"Чувствовался какой-то официоз и помпезность, что-то вроде того, что раз надо - проведем. И фильм поверхностный ничего о самой депортации показано не было, - только сухие архивные документы. Не было и "живых" выступающих переживших репрессию стариков, а они у нас в республике еще, слава Богу, есть. Не знаю, что-то не то. Хотя, наверное, и на том спасибо, ведь могли и так не вспомнить. Но как - то живее должно это все быть, ведь это наша история, а история это память народа, а не только сухие цифры и факты", - высказал свое мнение житель республики по-поводу происходящего.

Фарида Салпагарова, ученица 11 класса Терезинской школы, рассказала, что фильм "Депортация" для нее не новость.

"Эта история передается из поколения в поколение, и мы знаем о ней, наверное, больше чем было показано в фильме, и, естественно, мы понимаем ее по-своему. Наш народ выжил несмотря ни на что, даже на постдепартационное давление правительства Советского Союза, хотя, наверное, нет ни одной семьи, которая не потеряла бы за время депортации кого-то из родственников, и это общая боль моего народа", - рассказала Фарида.

Школьница так же утверждает, что несколько раз в год в школе проводятся мероприятия в виде линеек, классных часов и посещения памятников жертвам политических репрессий.

Заместитель директора по воспитательной работе Терезинской средней школы Малокарачаевского района Земфира Джуккаева, привезшая на просмотр фильма школьников в беседе с корреспондентом "Кавказского узла", рассказала, что у детей есть интерес к этой странице истории карачаевского народа.

"И дети, и мы хотим стабильности, мира, хотим быть обеспеченными работой. Мы не хотим, чтобы что-то подобное повторилось, потому что хотим тихой и размеренной жизни, чтобы и условия были лучше, а при этом и образование улучшилось", - рассказала собеседница.

О своей семье, женщина поведала, что ее родители и по отцовской и по материнской стороне были депортированы, и они увидели и пережили много страшных дней и ночей, как говорится не "понаслышке".

"Бабушка в Средней Азии умерла от голода, и хотя все дети вернулись и работают, депортация оставила глубокий след в их душах. Многие из тех родственников, кто приехал, были уже больными, и те, кто не умерли там, умерли здесь. И соответственно депортация моей нации не принесла ничего хорошего, она принесла злобу, голод, разруху", - рассказала Джуккаева.

Говоря о компенсации, педагог считает, что ее практически не было: "Компенсирована не была и миллионная доля того, что отняли у народа. А можно ли вообще это компенсировать? Я считаю, что - нет. Даже одного дня депортации, в полной мере, компенсировать невозможно, ни с материальной, ни с моральной стороны".

Она так же сказала, что ничего не знает из того, что положено по закону реабилитированному населению.

"Ни по местному телевидению, ни по радио, ни в печатных СМИ никогда ничего не говорится ни о положенных нам льготах, ни о правах, ни о компенсациях. Отец умер, а мама вот уплачивает только 50% за коммунальные услуги и пользуется бесплатным проездом по своему району, и даже если ей что-то еще положено по - закону мы об этом не знаем.

Вся информация распространяется только на уровне слухов. Нет по этому вопросу работы ни на уровне районных, ни на уровне сельских администраций. После того, как были выданы восмитысячные компенсации родителям, больше ничего о своих правах мы не слышим", - заявила она.

Заместитель директора по воспитательной Земфира Джуккаева, так же заявила, что пользуясь, случаем, хотела бы адресовать вопрос как к президенту Карачаево-Черкесии, так и к правительству России.

"Ходят разговоры о том, что нам положены компенсации - тем, кто был депортирован по 100 тысяч рублей и тем, кто уже родился на родине по 50 тысяч рублей. Все эти разговоры проходят в кулуарах, и мы не знаем насколько это правда.

Если это так, и компенсации положены, и их еще никто "не прикарманил", то почему нельзя нормально проинформировать население, узаконить все это, тем более что более компетентного человека в законодательной сфере, чем новый президент Карачаево-Черкесии, в республике, наверное, нет. А если все это только разговоры официально опровергнуть эту информацию. Я уверена, что я не первая кого интересуют эти вопросы и так или иначе они будут подниматься. У нас большие надежды на нового президента и мы надеемся, что хоть в законодательной сфере появится какая-то ясность", - заявила Джуккаева.

После просмотра фильма делегации общественных организаций, глав районов и жителей республики направились в город Карачаевск на возложение цветов у памятника - мемориала жертвам политических репрессий.

Автор: