В Чечне правозащитники не согласны с осуждением обвиняемых в подрыве вертолетов

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Представители правозащитных организаций считают незаконным решение Верховного суда Чечни, который в конце минувшей недели приговорил к длительным срокам тюремного заключения четверых бывших участников вооружённых формирований.

Верховный суд Чеченской Республики на минувшей повторно осудил участников так называемой "ичкерийской ПВО" Султана Мациева, Докку Джантемирова, Шамсуддина Салаватова и Висхана Хабибулаева. Они обвинялись в совершении целого ряда диверсий, в результате которых погибло более 150 российских военнослужащих.

В частности, именно эта группа считается виновной в уничтожении вертолёта с комиссией российского Генштаба, в результате чего погибло десять высокопоставленных офицеров, включая двух генералов. По данным следствия, 17 сентября 2001 года Султан Мациев из ПЗРК "Игла" сбил в Грозном вертолёт Ми-8, в результате чего погибли начальник 2-го управления главного оперативного управления Генштаба генерал-майор Анатолий Поздняков, замначальника главного управления кадров Минобороны генерал-майор Павел Варфоломеев и восемь полковников.

Мациев, Джантемиров, Салаватов и Хабибулаев обвинялись также в уничтожении осенью 2002 года еще одного вертолета, когда погибли четверо военнослужащих федеральных сил, а также совершении ряда обстрелов и нападений на военных и сотрудников правоохранительных органов.

Это не первое рассмотрение дела "ичкерийской ПВО". В июле 2005 года Салаватов, Мациев и Джантемиров были приговорены к пожизненному заключению, а Висхан Хабибулаев - к 13 годам колонии. В сентябре прошлого года Верховный суд Российской Федерации из-за процессуальных нарушений отменил этот приговор Верховного суда Чечни и направил дело на новое рассмотрение. Тогда, в частности, было установлено, что некоторые протоколы судебных заседаний в Верховном суде ЧР подписывались не тем секретарём, который их вел, ссылки в приговоре на показания свидетелей не совпадали с датами, зафиксированными в протоколах судебных заседаний, а слова одних свидетелей приписывались другим.

В ходе повторного рассмотрения этого дела Верховный суд Чечни вновь полностью согласился с доводами государственного обвинения и вновь приговорил Шамсуддина Салаватова, Султана Мациева и Докку Джантемирова к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Висхан Хабибулаев теперь приговорён к восьми с половиной годам колонии строгого режима.

Кроме того, суд присудил взыскать в пользу потерпевших с осужденного Салаватова 2 миллиона 400 тысяч руб., с осужденного Джантемирова - 1 миллион 800 тысяч рублей, а с осужденного Мациева - более 500 тысяч рублей.

Между тем, правозащитник считают новое решение Верховного суда по этому делу незаконным.

"Мы осуществляли общественную защиту Султана Мациева, Докку Джантемирова, Шамсуддина Салаватова и Висхана Хабибулаева, - говорит руководитель неправительственной организации "Правозащитный центр Чеченской Республики" Микаил Эжиев. - Должен сказать, что факты нарушения закона при рассмотрении данного дела были настолько вопиющими, что они не только входят в полное противоречие с Уголовно-процессуальным Кодексом России и международных конвенций по защите прав человека, но и не укладываются в сознание".

"Главная беда, на мой взгляд, состоит в том, что в Чеченской Республике до сих пор не введены суды присяжных. Если бы это дело рассматривали они, я уверен, приговор в отношении наших подзащитных был бы совершено иным. Тут просто сработала система, бороться с которой не просто сложно, а практически невозможно. Защита Салаватова, Мациева, Джантемирова и Хабибулаева намерена теперь добиваться справедливости в Страсбургском суде по правам человека", - сказал он.

"В принципе уже давно стало привычным вынесение российской Фемидой чрезмерно суровых приговоров в отношении выходцев из Чечни. И поэтому результаты судебного разбирательства в отношении Салаватова, Мациева, Джантемирова и Хабибулаева, были вполне ожидаемыми. Российская правоохранительная система и СМИ все ещё не избавились от самими же созданных штампов, согласно которым все чеченцы априори считаются преступниками и убийцами", - считает эксперт Московской Хельсинкской группы по Северному Кавказу Асламбек Апаев

По его мнению, если бы уголовные дела в отношении чеченцев рассматривались бы действительно независимыми судами, теми же судами присяжных, то как минимум 70-80 процентов отбывающих теперь наказание уроженцев Чечни были бы признаны невиновными в совершении инкриминируемых им деяний и отпущены на свободу.

Автор: