Плата за кровь
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
История с расстрелом в Москве бывшего депутата Госдумы России Руслана Ямадаева, и появившаяся затем информация о том, что брат убитого - Сулим Ямадаев, экс-командир батальона спецназа ГРУ "Восток", - якобы объявил кровную месть президенту Чечни Рамзану Кадырову, обросла за последнее время всевозможными слухами и домыслами. Это происходит несмотря на то, что Сулим Ямадаев отказался от приписываемого ему заявления об объявлении кровной мести Кадырову, и назвал произошедшее попыткой неких "третьих сил", столкнуть его с президентом Чечни, с которым у клана Ямадаевых имеются серьезные трения.
Многие в Чечне убеждены в том, что убийство старшего из братьев Ямадаевых могло быть организовано если не самим Кадыровым, то людьми из его ближнего окружения. Сторонники этой версии утверждают, что Руслан Ямадаев, имея выход на кремлевскую администрацию, "пробивал в верхах" вопрос о смещении Рамзана Кадырова с поста президента Чечни и назначении на эту должность себя.
Другие же считают более правдоподобным предположение о том, что Руслана Ямадаева расстреляли для того, чтобы, либо окончательно натравить сторонников Кадырова и Ямадаевых друг на друга, с перспективой развязывания в Чечне новой военной кампании, либо выманить в республику объявленных в федеральный розыск Сулима Ямадаева и его младшего брата Бадрудди (виновника апрельского конфликта с охраной Рамзана Кадырова), с целью их задержания. Однако, сторонники всех этих версий едины во мнении, что эта смерть будет далеко не последней.
Кровная месть, - это не та вещь, которую объявляют через средства массовой информации (как в случае с агентством "Рейтерс", сначала опубликовавшим якобы имевшее место заявление Сулима Ямадаева о начале осуществления акта кровной мести в отношении Рамзана Кадырова, а затем дезавуировавшим его). Для объявления кровной мести пострадавшие, по крайней мере, должны быть на все 100 процентов уверены в виновности того человека, которого они собираются обвинить, не говоря уже о других аспектах этой проблемы.
"Я не объявлял кровную месть (Кадырову) и не мог ее объявить, потому что, повторяю, я пока не знаю, кто убил Халида (Руслана Ямадаева, - прим. "Кавказского узла"). Кровная месть - это очень серьезно. Такими словами не бросаются. Люди не понимают, что за такими словами стоят жизни целых семей, невинных людей", - заявил Сулим Ямадаев изданию "Коммерсант", комментируя появившееся ранее сообщение о том, что он обещал "разобраться" с Рамзаном Кадыровым после завершения священного для мусульман месяца Рамадан.
Действительно, объявление кровной мести - это серьезный ритуал, который проводится с соблюдением целого ряда условий и традиций. В Чечне, например, потерпевшая сторона отправляет к представителям рода убийцы делегацию из нескольких авторитетных и уважаемых людей, в основном старейшин. При этом, претензия предъявляется не конкретно к убийце, который после совершенного преступления как правило ударяется в бега (его прячут близкие родственники или друзья), а старшему члену этой семьи, в присутствии двух-трех стариков из их рода.
Женщинам, согласно традициям, кровная месть не объявляется, также как и родственникам по материнской линии. За совершенное женщиной убийство должны отвечать ее отец, братья (родные или двоюродные), и объектом преследования со стороны кровников становятся именно они. Вместе с тем, за убийство женщины разрешается убить двух мужчин: желательно, самого убийцу и кого-то из его близких родственников.
Для того, чтобы отомстить, кровники имеют право убить либо отца, либо брата, либо сына, а если их нет, то двоюродного или троюродного брата или племянников убийцы. Но, в любом случае, кровная месть распространяется только на мужчин и только представителей по мужской линии.
Естественно, человек, свершивший убийство, начинает преследоваться и властями. Однако, даже если он будет осужден на длительный срок тюремного заключения, то это не спасает его от кровной мести.
Никаких ограничений по срокам акт кровной мести не имеет. В Чечне знают немало фактов, когда кровники осуществляли месть и через десять, и через двадцать, и даже через семьдесят лет. Известен случай, когда мужчина, убивший другого человека еще в конце 30-х годов прошлого столетия, был убит в середине 1990-х годов внуком убитого.
"Кровная месть, может восприниматься незнакомыми с нашими традициями и обычаями людьми, как дикость, варварство или анахронизм. Но, на мой взгляд, она была и остается действенным рычагом соблюдения норм и правил поведения чеченцев в жизни. Почему в Чечне, Ингушетии или других регионах Кавказа, где еще сохраняется обычай кровной мести, как правило, совершается гораздо меньше убийств, чем в других регионах (я не говорю о нападениях боевиков или спецоперациях милиционеров, это совсем другое)? Потому что каждый знает, что за совершенное им убийство его ждет неминуемая расплата. Причем преследовать будут не только его, но и его братьев, сыновей, племянников. Убить могут в любое время и в любом месте. Даже по прошествии не одного десятка лет. Я думаю, что если бы не было вот этого механизма "сдерживания", то сегодня у нас в республике убийства совершались бы ежедневно, потому что после двух этих кровавых войн, пережитых стрессовых ситуаций, люди крайне ожесточились", - утверждает 38-летний врач одной из грозненских больниц.
"Убийство человека - это самое тяжелое преступление перед нашим Творцом. Никто не имеет права отнимать жизнь у творения Всевышнего. Аллах не простит человека совершившего убийство", - говорит Эли, имам мечети в Старопромысловском районе города Грозного. - "Ислам разрешает совершить акт кровной мести, но только если будет соблюден целый ряд условий, о которых, наши люди просто-напросто не знают. К примеру, убийцу нужно убить оружием, аналогичным тому, которым он совершил преступление. То есть, если он кого-то застрелил, то его тоже надо застрелить. Если зарезал ножом - зарезать. Но при этом, преступник должен быть поражен именно в то место, куда бил или стрелял он, и он должен почувствовать именно такую же боль, которую чувствовала его жертва! О чем это говорит? О том, что убийство из мести хоть и является разрешенным делом, но вовсе не приветствуется. Гораздо предпочтительнее не совершать акт кровной мести, а простить убийцу. Разрешается брать плату за убитого. Это может быть не только значительная сумма денег, но и что-либо другое: земля, дом, скот. Жизнь человека оценивается очень и очень дорого. Но больше всего Аллаха радует тот, кто отказывается от мести, оставляя это на суд Всевышнего. Простить человека, убившего твоего отца, брата, сына, даже ради Аллаха, способен далеко не каждый. Но того, кто это сделает, ждет высокая награда как на этом, так и на том свете".
При отсутствии каких-либо отягчающих обстоятельств, разрешить ситуацию гораздо легче. Как правило, от осуществления акта кровной мести отказываются, если оно было совершено по неосторожности. Скажем, в результате автомобильной аварии, или неосторожного обращения с оружием. При этом в процедуре примирения принимают участие исключительно мужчины. И, как правило, это представители по отцовской линии с обеих сторон.
Рассказывает житель поселка Гикало Грозненского района Чечни Супьян Сириев:
"В 1998-ом году мой брат, который тогда работал в МВД Чечни, случайно убил человека. Он состязался в стрельбе из пистолета со своим другом, и случайно его застрелил. Брат забыл, что загнал патрон в патронник и нажал на курок, когда его друг стоял рядом. Пуля попала тому в голову. Это видели и несколько других милиционеров, которые там были. Брат сразу же повез раненного в больницу, но тот по дороге умер. К родным погибшего послали стариков, чтобы предупредить о случившемся и объяснить ситуацию. К ним несколько раз ходила делегация, и нас согласились простить. При этом абсолютно никакой платы за прощенную кровь с нас не взяли.
Процедура прощения кровника проходила в поселке Гикало. Несколько сотен человек (родственники, друзья, односельчане виновника) приехали на окраину населенного пункта, где их ждали представители потерпевшей стороны, которых было несколько десятков человек. Впереди шли старейшины, затем мы (братья убийцы), другие родственники и друзья. Сулеймана (убийцу), в накинутом длинном плаще с капюшоном, скрывающем лицо, вели сзади. Когда мы подошли, наши старики между собой переговорили. Наши сказали, что очень сожалеют о том, что по вине нашего человека погиб такой достойный муж, и мы готовы выполнить любое требование с их стороны. Они (представители рода погибшего), спросили, готовы ли мы на Коране поклясться в том, что это убийство действительно было непреднамеренным? Наши ответили, что готовы. Тогда дядя убитого заявил, что он верит на слово, и в клятве нет нужды. Потом Сулеймана подвели к ним, и он по очереди обнялся с отцом, братьями и другими родственниками случайно убитого им парня. При этом с него сняли капюшон, скрывавший лицо.(1) Вот так это было."
По словам 87-летнего жителя Чечни Салавди Усамова, сейчас многие из традиций прошлого уходят в небытие, в том числе и обряд прощения кровника:
"Я помню, когда был еще подростком, видел, как прощали нашего односельчанина, который убил жителя Надтеречного района. Было очень много людей. Убийца был одет в белый саван (как если бы его приготовили к погребению), это сделали для того, чтобы показать, что его родные считают его как бы мертвым, то есть кровники даже в последний момент могут совершить свою месть. Я помню, что у брата убитого этим человеком мужчины, дрожали руки, когда он по нашему обычаю брил ему голову кинжалом, в знак того, что отказывается от мести. Потом я слышал, что он отказывался прощать убийцу своего единственного брата, но вынужден был это сделать по требованию отца и своих дядей, которые в свою очередь не смогли отказать одному из потомков очень известного и уважаемого нашего шейха.
Иногда родственники убитого брали плату за свою кровь. Скажем деньгами, или скотом, но, обычно, такие люди потом теряли уважение среди односельчан. Если ты прощаешь человека от всего сердца, ради Всевышнего, - это одно дело. Но если ты берешь за это деньги или что-то еще, то получается, что ты фактически продаешь кровь своего человека. Хотя ислам разрешает брать плату за кровь, у нас, чеченцев, это, в общем-то, не было принято."
Несмотря на то, что за многие века в Чечне сложились довольно устойчивые традиции объявления и осуществления акта кровной мести (по чеченски - "чьир"), некоторые её нормы остаются весьма несовершенными. Например, традиция объявления кровной мести старшему из рода убийцы.
Жителю Урус-Мартановского района Чечни 48-летнему Абдурахману несколько лет назад объявили кровную месть за убийство, совершенное его младшим братом. При этом Абдурахман ни разу в жизни этого своего брата не видел.
"У моего отца было две жены", - рассказывает Абдурахман. - "С моей матерью отец разошелся, когда мне было лет десять, и уехал в Калмыкию, где женился на другой. Больше я с отцом не встречался, но слышал, что от второй жены у него тоже было несколько детей. Отец уже давно умер, также как и моя мать. И вот, в сентябре 2000-го года ко мне ночью пришли несколько человек. Вызывают меня на улицу и спрашивают: "Ты - Абдурахман, сын такого-то, оттуда-то?". Я говорю: "Да". Они мне заявляют: "Мы пришли объявить, что на вас кровь, - твой младший брат убил в Калмыкии человека из такого-то рода, и мы объявляем вам кровную месть".
"Я - в полном недоумении. Отвечаю им, что у меня младших братьев нет, и никто из моих близких, насколько я знаю, никого не убивал. Они настаивают на своем. Потом вдруг до меня дошло, что они, возможно, имеют в виду кого-то из детей моего отца от второй жены. Но я то никого из них в глаза не видел! И даже если увидел бы, то не узнал, потому что никогда не встречался с ними! Объясняю им так мол и так, а они меня даже слушать не стали и ушли, сказав, что их дело предупредить."
"Естественно, я тут же пошел к родственникам. Потом послали делегацию к объявившим месть людям, но результата никакого: они твердят свое: "Тогда пусть он (то есть я), поймает и передаст нам своего брата, а мы уже будет решать, убивать его или нет". Но я то, как говорил раньше, вообще виновника не знаю, и ни разу не видел! Каким он мне может быть братом? В общем, три года эта канитель тянулась. Несколько раз туда ходили и наши старейшины, и другие люди. Формально кровники могли меня убить и считать, что осуществили свою месть, но если рассудить здраво, то я должен был отвечать за чужого человека. Ведь кроме того, что он чисто формально считается моим братом, между нами нет ничего общего. Мы никогда с ним не виделись. И я даже не знаю, кто он, вообще, такой. В конце-концов после долгих переговоров с нашими старейшинами, они сказали, что я могу жить свободно, а убийцу они будут искать и рано или поздно покарают. Я понимаю, что движет родственниками этого, убитого моим, с позволения сказать, братом парня, какие чувства их обуревают, и благодарен, что они все равно поняли мою ситуацию и не стали меня преследовать", - рассказал Абдурахман.
Бывают случаи, когда в семье убитого человека нет сыновей или лиц мужского пола, которые могли бы отомстить убийце. Тогда кровную месть могут осуществить женщины. В Чечне до сих пор, - правда, с различными вариациями, - можно услышать рассказ о случае, имевшем место еще во времена СССР. В одном из сел был зверски убит мужчина, у которого было то ли семь, то ли девять дочерей, и не было не только сына, но и братьев и племянников, которые могли бы осуществить кровную месть.
Убийца был задержан и предан суду. И вот прямо в зале суда одна из дочерей убитого выхватила пистолет и расстреляла преступника, отомстив таким образом за смерть своего отца. Утверждается даже, что она смогла скрыться и так и не была задержана.
Сегодня лишь старики помнят о многих правилах своеобразного кодекса кровной мести, которых в наше время редко кто придерживается.
Чеченцы не убивали кровника, случайно или намеренно пришедшего к ним в дом. Он считался гостем, а гость - священен и неприкосновенен.
Еще два-три поколения назад считалось зазорным убить кровника из-за угла, из засады. Необходимо было выйти с ним на бой лицом к лицу, и, если противник был безоружен, то дать ему равноценное оружие. В Чечне с уважением вспоминают имена людей, которые, встретив безоружного кровника, договаривались о том, что после каждого удара кинжалом будут передавать ему клинок, чтобы противник мог нанести ответный удар. При этом имеющий в руках кинжал мог и попасть в противника и промахнуться, но после замаха, клинок тут же передавался сопернику.(2) Нередко бывало, что кровники, получавшие в результате таких дуэлей тяжелые ранения и выжившие, прощали друг друга и становились побратимами.
Главным в кодексе кровной мести является не только сам факт осуществления акта возмездия, но и то, как он совершен. "Обмельчали сегодня чеченцы", - с горечью говорит 82-летний Удди Исаев из горного Шатойского района. - "Наши предки всегда считали, что главное для мужчин - это его слово, его честь и достоинство. Кровники, несмотря на смертельную вражду, относились друг другу с уважением. Предпочитали мстить только виновнику убийства своего человека. И больше прощали, чем убивали. А что сейчас? Возьмут в руки автомат, сядут где-нибудь за углом, застрелят ничего не подозревающего человека и радостные несутся домой, - мол, отомстили! Или гранату в дом кровника бросят. Это не возврат крови, а месть труса. Но сейчас, как я думаю, снова стали больше прощать кровников. Это можно только приветствовать. Нас и так уже слишком много убивали и убивают".
Кровная месть сегодня остается одной из самых укоренившихся в Чечне традиций, побороть которую не смогли ни царизм, ни коммунисты, ни тем более нынешние власти. Но сейчас, после двух кровопролитных военных кампаний, унесших жизни десятков тысяч чеченцев, жители республики прекрасно осознают, что самое ценное в этом мире - это человеческая жизнь.
Многие из кровников сегодня предпочитают прощать своих врагов, нежели мстить им за пролитую когда-то кровь. И все чаще делают это во имя Всевышнего. Война сделала многих чеченцев более религиозными и богобоязненными. Но это не значит, что кровная месть уйдет в прошлое, как пережиток прошлого. Она останется с чеченцами, также как и другие традиции и обычаи, пусть и не вполне однозначные и понятные остальному миру, но являющиеся неотъемлемой частью жизни народа.
7 октября 2008 года
Примечания
(1) Скрывая свое лицо, прощаемый кровник признает свою вину перед потерпевшей стороной, в первую очередь демонстрирует свое уважение к ним, показывает, что он, как говорят чеченцы, "очернил свое лицо" этим преступлением (вольным или невольным). Снятие капюшона кем-то из близких убитого, означает, что теперь убийца прощен и может больше не опасаться за свою жизнь.
(2) Кинжалом всегда наносились только рубящие удары сверху вниз или сбоку. Заколоть человека кинжалом считалось большим позором. Чеченцы говорили (и говорят), что это делают лишь рабы.