The New York Times: в Чечне силовики поджигают дома родственников боевиков
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
С середины лета в ходе кампании против семей, чьи сыновья подозреваются в поддержке боевиков, в Чечне было сожжено не менее дюжины домов, пишет газета The New York Times, ссылаясь на жителей Чечни и правозащитные организации.
Напомним, как рассказала корреспонденту "Кавказского узла" руководитель Центра "Демос" Татьяна Локшина, в прошлом году на сторону боевиков в Чечне молодые люди переходили сотнями.
Поджоги обычно происходили по одному сценарию, указывает газета. "Мужчины в форме и черных лыжных масках будили родственников. Затем их выгоняли на улицу и поджигали дома. Во многих случаях поджигатели открыто заявляли, что дома уничтожаются в наказание", - конкретизирует The New York Times.
Поджоги, по данным газеты, имели место в целом ряде сел и городов, в том числе в Аллерое, Гелдагане, Хиди-Хуторе, Курчалое, Самашках, Шали, Шатое, Ники-Хите и Центорое. Это заставляет предполагать, пишет американское издание, что поджигатели располагали точной информацией и пользовались достаточной безнаказанностью, притом что в республике действует огромное количество милиционеров и военных.
"Неудивительно, что преступники остаются безнаказанными, отвечают местные жители и правозащитники: похоже, что поджогами занимается как раз милиция",- делает вывод газета.
Этим летом, пишет издание, в ряде государственных новостных программ в Чечне высокопоставленные чиновники открыто говорили о коллективной ответственности людей, чьи родственники присоединились к боевикам, и о коллективном наказании. Передачи шли на чеченском языке, на котором говорит лишь малая часть жителей России и который едва ли понимает хоть кто-то из российских чиновников, работающих с правительством Рамзана Кадырова.
В одной из программ Кадыров резко говорил о семьях, из которых молодые люди "уходят в лес" - этой местной идиомой обозначают вступление в ряды боевиков. "Семьи, члены которых оказались в лесу, - соучастники преступления", - сказал он.
Как указывает американская газета, Муслим Хучиев, мэр Грозного, чеченской столицы, пошел еще дальше: "Сейчас мы не будем вести с вами диалога на основе законов этого государства, - сказал он. - Мы будем действовать по чеченским традициям".
"Зло, которое причиняют ваши родственники, ушедшие в лес, вернется к вам и в ваши дома, - добавил он. - Каждый из вас скоро ощутит его на своей шкуре".
В конце своего выступления по телевидению Хучиев заявил, что правительство не позволит родственникам хоронить убитых повстанцев. "Если мы обнаружим, что кто-то их хоронит, мы примем жесткие и жестокие меры в отношении этого человека", - предупредил он.
Одновременно с поджогами, пишет The New York Times, началась программа, поддержанная президентом Чечни Рамзаном Кадыровым, в рамках которой испуганных родителей боевиков заставляли появляться на телеэкране и умолять сыновей вернуться домой.
По телевидению одна из матерей из Аргуна умоляла сына понять, какому нажиму она подвергается. "Ты должен помнить мои слова, - сказала она. - Ты на неправильном пути. Открой глаза! Все тебя простят. Не губи себя. Не губи нас!".
Насколько эффективным оказалось запугивание - вопрос спорный. Наталья Эстемирова, сотрудница Правозащитного центра "Мемориал", говорит, что молодые люди продолжают присоединяться к повстанцам, несмотря на угрозы. "Это как в Палестине, - говорит она. - Молодые ребята бегут в лес, даже если знают, что их родственники окажутся в опасности".
Ранее "Кавказский узел" сообщал, что в июле этого года попытка боевиков в Чечне вернуться к мирной жизни обернулась для их семьи страшной трагедией. В сообщении Правозащитного Центра "Мемориал", поступившем в адрес "Кавказского узла", в котором приводятся подробности происшествия 28 июня, когда в двух-трех километрах южнее села Рошни-Чу Урус-Мартановского района Чечни в лесном массиве неизвестными были убиты четыре человека.
Напомним, что в ночь на 16 июля в Шатойском районе Чечни сотрудниками силовых ведомств были захвачены и увезены в неизвестном направлении двое местных жителей, которые являются близкими родственниками известного чеченского адвоката Ильяса Тимишева, представляющего интересы пострадавших жителей республики, как в местных судах, так и в Европейском суде по правам человека в Страсбурге.
Также в июле бывший участник вооруженных формирований, который провел несколько лет за границей, сдался сотрудникам УФСБ России по Чеченской Республике. Так утверждает источник в силовых структурах.
9 июля в МВД Чечни сообщили о том, что 8 июля на севере Чечни, в Шелковском районе, добровольно сдался властям 25-летний местный житель, который в 2005 году был пособником одного из отрядов вооруженного подполья. В последних числах июня текущего года сотрудникам чеченской милиции сдался бывший боевик из отряда полевого командира Салмана Радуева.
Напомним, что срок действия "путинской" (как ее прозвали в Чечне) амнистии истек 15 января 2007 года. За шесть месяцев действия амнистии, если верить официальным данным, добровольно сложили оружие от 450 до 500 бывших участников вооруженных формирований.
В марте прошлого года президент Чечни Рамзан Кадыров высказался за объявление новой амнистии для боевиков, но затем эта тема постепенно сошла на нет, и в последнее время не поднималась.