Россия не сможет найти союзников в признании Абхазии и Южной Осетии, считают в Грузии, эксперты думают иначе

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Возможное одностороннее признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии ничего не будет значить, считает глава МИД Грузии Екатерина Ткешелашвили. Однако эксперты считают, что Россия может найти союзников в мировом сообществе.

Напомним, что 21 августа Абхазия направила России обращение президента и парламента республики о признании независимости, 22 августа подобное обращение принял и парламент Южной Осетии. А уже 25 августа нижняя палата российского парламента планирует обратиться к руководству РФ с предложением признать независимость этих республик.

"Если Россия сделает такой шаг в одностороннем порядке (признает независимость Абхазии и Южной Осетии), этим она еще раз проявит те намерения, которые были у нее, когда она совершила военное вторжение на территорию Грузии", - отметила Ткешелашвили 22 августа на брифинге в Тбилиси.

"Никаких серьезных юридических последствий этого не будет, потому что одностороннее признание со стороны России в данном случае ничего не означает для международного сообщества, так как это противоречит международному законодательству", - сказала глава МИД.

Ткешелашвили уверена, что такой шаг для России будет опасным для ее политического имиджа России, а никакой практической опасности в этом нет, потому что суверенитет и территориальная целостность Грузии признаны всем международным сообществом. "И теперь единственной страной, которая это ставит под сомнение, является Россия", - цитирует слова министра агентство "Новости-Грузия".

Обращение к президенту о признании независимости этих республик депутаты и сенаторы примут наверняка, уверен замгендиректора Центра политтехнологий Алексей Макаркин, которого цитирует газета "Ведомости", а вот реакция президента будет зависеть от двух факторов.

Первый - удастся ли создать России коалицию стран, готовых признать независимость этих республик. "Нужен хоть кто-то, хоть Белоруссия, чтобы не получилось как с Северным Кипром, признанным только Турцией", - подчеркивает политолог.

Второй фактор - отношения с Молдавией и Азербайджаном из-за проблем Приднестровья и Нагорного Карабаха. "Что будет, если Россия признаёт независимость Южной Осетии и Абхазии? И как объяснить, почему одних Россия признает, а других – нет? При этом власти Молдавии, в отличие от Грузии, дают понять, что достаточно конструктивно настроены в решение вопроса", - поясняет Макаркин.

По мнению эксперта, президент примет решение тогда, когда это будет выгодно. Однако важно, отмечает он, что вопрос "из разряда сугубо фантастических перешел в вопрос обсуждаемых".

По мнению министра регионального развития Дмитрия Козака, которое приводит ИТАР-ТАСС, руководство России, скорее поддержит стремление Южной Осетии стать самостоятельным государством.

"После всех тех событий, которые произошли, другого ожидать не следовало. Тем более, что это не первое обращение и не первое волеизъявление осетинского народа", - отметил Козак.

Вместе с тем, Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин считает, что России не следует признавать независимость Абхазии и Южной Осетии, полагая, что тем самым будут сожжены мосты для дальнейших переговоров с Грузией и Западом. 

Российский омбудсмен, ранее бывший посол России в США, полагает, что решение этого вопроса надо отложить, поскольку он может спровоцировать вопрос о вступлении Грузии в НАТО. Одновременно Лукин подчеркнул, что России необходимо  принимать меры для защиты своих граждан в Южной Осетии и Абхазии, и пресекать силовые акции против этих республик, сообщает "DEUTSCHE WELLE".

Если Россия начнет процедуру признания, то это может трактоваться так, что она отступает от обещаний, данных западному сообществу. А если не начнет, то отступит от обещаний, данных Абхазии и Южной Осетии, пишет газета "Время новостей" и отмечает, что 21 августа российский МИД в лице его главы Сергея Лаврова фактически уклонился от ответа на вопрос, готова ли Россия признать их независимость.

"Мы прекрасно понимаем абхазский и югоосетинский народы, которые подвергаются в последние 15 лет с разной степенью интенсивному шовинистическому давлению со стороны Грузии", - сообщил министр Лавров. Между тем, по словам Лаврова, Россия все это время терпеливо и ответственно стремилась выполнять функции посредника и не подвергала сомнению территориальную целостность Грузии, а сделал это сам грузинский президент Михаил Саакашвили, который и "несет теперь ответственность за то, как ситуация будет развиваться дальше".

Россия, как сказал министр, "не пытается организовывать какие-то инсценировки на мировой арене". "Мы с уважением относимся ко всем членам международного сообщества и уважаем их способность самим анализировать ситуацию и принимать решения. Делать инсценированные демарши не в нашей дипломатической и политической культуре", - сказал Сергей Лавров.

Расплывчатое заявление министра Лаврова вполне может отражать состояние российского руководства, пребывающего в размышлениях относительно дальнейших планов в регионе, отмечает издание, так как российская попытка начать процедуру признания независимости республик, даже не приступая к международному обсуждению их статуса, только укрепит позиции ее оппонентов на Западе и усилит внешнеполитическую изоляцию Москвы, а заодно Сухуми и Цхинвали.

По мнению издания, российский МИД хочет избежать ситуации, когда вслед за Россией Абхазию и Южную Осетию не признает никто, кроме Белоруссии, Кубы или Венесуэлы.

По мнению же некоторых экспертов, признание независимости кавказских регионов Россией - дело ближайших дней. Так, эксперт "Германского общества внешней политики" (DGAP) Александр Рар (Alexander Rahr) в интервью "Независимой газете" сказал, что он не сомневается в том, что в ближайшее время обе республики будут признаны Россией.

Рар полагает, что Южная Осетия сможет объединиться с Северной Осетией. По мнению эксперта, для России независимый статус Южной Осетии скорее опасен, так как при других обстоятельствах Северная Осетия может присоединиться к Южной. Чего, по словам эксперта, Москва не допустит.

Тем временем Абхазия, по мнению Александра Рара, может стать независимым государством, и тут никто этому помешать не сможет, поскольку все поняли, что постсоветское пространство не может быть переделано по усмотрению Запада. Эксперт полагает, что если Запад попытается переделать постсоветское пространство, то может произойти столкновение с Россией, которого Запад не желает.

По мнению Рара, России следует найти союзников, которые поддержат независимость Абхазии и "фактически аннексию Южной Осетии". Такими странами, по словам эксперта, могут стать уже называвшиеся Куба, Венесуэла и Белоруссия. Впоследствии, считает эксперт, Абхазию может признать и Турция. Тем временем остальные государства займут выжидательную позицию, и будут смотреть, как поведет себя Европа.

Газета "The Wall Street Journal" напоминает о надеждах министра иностранных дел Абхазии Сергея Шамбы на то, что в случае, если независимость республики признает Россия, то, кроме Турции, последуют ее примеру Иордания и Сирия, в которых есть абхазские диаспоры.

Стоит отметить, что есть среди экспертов и такие, кто уверен, что вслед за Россией независимость Абхазии и Южной Осетии признают десятки стран. Так, к примеру, думает Максим Шевченко, один из ведущих российских журналистов и экспертов по проблемам этнокультурной и религиозной политики.

К уже упоминавшимся странам Шевченко в эфире радиостанции "Эхо Москвы" прибавил Египет, ряд арабских и африканских государств, Монголию. По мнению журналиста, когда список перевалит за 15-20 государств, независимость признает и Китай, что будет означать, что суверенитет состоялся.

Интересно отметить, что многие россияне уже считают Абхазию и Южную Осетию независимыми. Так, согласно последнему опросу Фонда "Общественное мнение", считают независимым государством Южную Осетию 54% опрошенных, а Абхазию — 44% респондентов.

По мнению 66% россиян, в случае обращения Южной Осетии с официальной просьбой о вхождении в состав Российской Федерации ее просьбу надлежит удовлетворить.

Что касается Абхазии, то, когда участникам опроса напомнили, что Абхазия — самопровозглашенная республика, которая добивается выхода из состава Грузии, и спросили, какую позицию они считают справедливой, 75% респондентов высказались в поддержку абхазской позиции — получении ею суверенитета.

Напомним, что в ночь на 8 августа начались широкомасштабные боевые действия между грузинскими и югоосетинскими воинскими подразделениями. К конфликту присоединилась Россия. 12 августа президент России Дмитрий Медведев принял решение "о завершении операции по принуждению Грузии к миру" и выдвинул условия окончательного регулирования конфликта в Южной Осетии, среди которых и начало международного обсуждения о вопросах будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их прочной безопасности.

Автор: