Сергей Ковалев: необходимо остановить российскую агрессию в Грузии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Российский правозащитник, председатель общества "Мемориал" Сергей Ковалев призвал мировое сообщество осудить действия России в Грузии. По его мнению, под предлогом защиты российских граждан Россия начала агрессию против Грузии.
"Россия потеряла моральное право на миротворчество в Абхазии и Южной Осетии, когда в обход руководства суверенной Грузии открыто сблизилась с фактическими органами власти этих самопровозглашенных образований, - говорится в заявлении правозащитника. - Сейчас, отбросив всякие приличия, введя в Грузию десантные части, бомбя територии, даже не входящие в бывшую Юго-Осетинскую автономную область, Россия и вовсе стала стороной вооруженного конфликта".
Необходимо исключить Россию из "большой восьмерки" и ввести антироссийские санкции на уровне ООН, ОБСЕ и ПАСЕ, говорится в заявлении Ковалева, поступившем в редакцию "Граней.ру".
К обращению С. Ковалева присоединились Лев Пономарев, Михаил Кригер, Станислав Дмитриевский, другие правозащитники и общественные деятели.
Правозащитница Елена Боннэр, в свою очередь, призвала ООН срочно прекратить миротворческий мандат России. "Никогда впредь страна, сопредельная с зоной конфликта, не должна получать миротворческий мандат, - заявила Боннэр в интервью тому же изданию. - Она неизбежно становится участником конфликта, а зачастую и провоцирует его усиление". Боннэр призывает НАТО или ООН ввести в зону конфликта свои миротворческие силы.
Правозащитница Елена Санникова, в свою очередь, обратилась к руководству Грузии и России с призывом остановить войну. Санникова предлагает гражданским активистам обеих стран проводить совместные антивоенные акции. "Пусть осетины, грузины и россияне протянут друг другу руки единения и братства поверх безумия своих правителей и силовиков", - говорится в обращении Санниковой.
Между тем, издание Deutsche Welle отмечает, что боевые действия РФ против Грузии фактически раскололи правозащитную среду и политическую элиту РФ.
Уточняя позицию правозащитников по просьбе Deutsche Welle, лидер движения "За права человека" Лев Пономарев, сказал: "Мы осуждаем тот силовой вариант наведения конституционного порядка, который Саакашвили применил. Он, безусловно, виноват в том, что убивал мирных граждан".
"Однако в большей степени мы осуждаем Россию, так как считаем ее ответственной за всю эту ситуацию. Россия провоцировала конфликт, Россия выдавала паспорта жителям Осетии, и, как сейчас стало известно, она готовилась к наступательным боевым действиям задолго до этого вторжения. То есть, напряжение создавалось такое, что Саакашвили просто сорвался. И что нас больше всего волнует сейчас - это как остановить военные действия", - отмечает Лев Пономарев.
Российский уполномоченный по правам человека Владимир Лукин, между тем, призвал к созданию международного трибунала по событиям в Осетии, предлагая посадить на скамью подсудимых грузинские власти во главе с Михаилом Саакашвили и при этом признать миротворческий характер действий, которые позволили себе российские военные.
Глава Московского бюро по правам человека Александр Брод также не поддержал Сергея Ковалева, считая взгляд Ковалева на грузино-российский конфликт односторонним. "Считаю, что позиция Сергея Ковалева крайне односторонняя, поэтому мне просто странна такая правозащитная позиция", - заявил он.
Как сообщает ИА "Росбалт", лидеры российской оппозиции также разошлись в оценке нынешней войны в Грузии. Если демократы в большинстве своем поддерживают сам ввод войск РФ в Цхинвали, но винят власти в чрезмерности военного ответа, то лидер НБП (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла") Эдуард Лимонов убежден, что требуется немедленное признание Москвой независимости Южной Осетии и Абхазии.
Партии "Союз правых сил" и "Яблоко", одобрив сам вооруженный отпор Грузии, считают необходимым как можно быстрее переходить к миру.
"Ответить на массовую резню, разумеется, было необходимо, - заметил председатель партии "Яблоко" Сергей Митрохин. - Невозможно апеллировать к международному сообществу, когда рядом целый город уничтожают. Но мы сразу же предостерегли руководство нашей страны от того, чтобы справедливый отпор агрессору перерос в полномасштабную войну".
Митрохин резко отрицательно отнесся к идее немедленного признания независимости Абхазии и Южной Осетии. "Это категорически неприемлемо, - подчеркнул он. - Это бумеранг, который по России ударит очень больно".
Сопредседатель "Союза правых сил" (СПС) Никита Белых отметил, что, ситуация 8 августа 2008 года "возникла не на пустом месте". "Это результат политики России, США и Грузии", - считает Белых. "А мы что, все эти последние годы нежные чувства к Грузии питали? - спросил он, напомнив запрещение грузинские вин и минеральных вод.
Лидер Объединенного гражданского фронта (ОГФ) и "Другой России" Каспаров выступил с обширным комментарием на страницах "Газеты.Ru", где осудил Саакашвили, отметив однако, что виновата не только грузинская сторона.
"Вероятно, нынешний президент Грузии, - пишет Гарри Каспаров, - отдавая приказ захватить Цхинвали, пытался решить таким способом проблемы своей внутренней политики: подкрепить падающий рейтинг, усмирить оппозицию, обуздать сепаратистские режимы на своей территории, что является условием для вступления в НАТО". По мнению, Каспарова, "непримиримая позиции поддержки Москвой южноосетинских лидеров", также способствовала обострению ситуации.
По мнению Каспарова, "после донесений разведки о подготовке штурма Цхинвали надо было заблаговременно вступить в переговоры и четко озвучить план ответных действий Москвы в случае силовых акции со стороны Тбилиси. Это наверняка остудило бы воинственный пыл президента Грузии, который, видимо, был уверен, что Россия не ввяжется в войну".
Когда же предотвратить войну не удалось, "российские войска должны были остановиться на границе Южной Осетии, за пределы которой не распространяется российский миротворческий мандат", считает лидер ОГФ.
Эдуард Лимонов полагает, что России как раз следовало уже давно признать независимость Абхазии и Южной Осетии. И, не останавливаясь на этом, их присоединить.
"Безусловно, агрессия Саакашвили выглядит как авантюра. Прежде чем военную силу прикладывать, надо со здравым смыслом дружить, - отметил Лимонов в беседе с "Росбалтом". - Но и Россия не решала проблем Абхазии и Южной Осетии. Их давно надо было признать или даже включить в состав России. Не сделали - вот результат".
Отметим, что ранее ряд правозащитных и оппозиционных организаций России выступили с Антивоенным манифестом. В нём они объявили о бессрочной антивоенной кампании гражданского протеста до окончательного установления мира в Грузии.
Авторы манифеста призывают руководство России, Грузии, Южной Осетии и Абхазии немедленно отдать приказы о полном прекращении огня и обеспечить их реальное соблюдение, войска вернуть к линиям разграничения по состоянию на 6 августа 2008 года.
Ранее Международное общество "Мемориал" выступило со специальным заявлением по поводу обострения конфликта в Южной Осетии, подчеркивая, что Грузия, как участник ОБСЕ, несёт обязательства разрешать конфликты мирным путём, и восстановление территориальной целостности государства не может быть поводом для отказа от этих обязательств, а потому боевые действия в Южной Осетии должны быть немедленно остановлены.
Антивоенный комитет в Екатеринбурге, созданный на базе Екатеринбургского общества "Мемориал", в связи с обострением ситуации в зоне конфликта Южной Осетии и Грузии, начал сбор подписей под обращением к гражданам России, Грузии и Южной Осетии, в котором призывает потребовать от своих правительств немедленно прекратить взаимные провокации, остановить огонь и сесть за стол переговоров.
12 августа группа правозащитников и общественных деятелей призвала руководство Грузии остановить обстрелы населенных пунктов Южной Осетии и убийства мирного населения, а Медведева и Путина прекратить военные действия за пределами этой республики. Также они потребовали от сторон конфликта соблюдения Женевских конвенций, человечного обращения с военнопленным и немедленных переговоров без предварительных условий.