Муфтий Кабардино-Балкарии: убийства милиционеров нельзя считать джихадом

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Нет никаких оснований называть убийство милиционеров, выполняющих свою работу, джихадом, заявил в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" председатель Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии, муфтий Анас-хаджи Пшихачев.

- В некоторых СМИ лидеры подпольного джамаата вновь выступили с призывами к своим сторонникам об активизации действий. При этом они утверждают, что джихад это фард-айн - обязательное условие веры. Что Вы на это скажете?

- В первую очередь надо определиться, что такое "джихад". Слово "джихад" переводится с арабского, как "усердие". Данное понятие имеет два смысла. Первый - борьба со своими страстями, освобождение от зависти, злобы. Это - "большой джихад".

Второе значение - "малый джихад" - это справедливая война. То есть речь идет об отражении нападения врага. А все остальное - или заблуждение, или умышленное искажение религии.

В исламе нет понятия "священная война". Это я вам заявляю авторитетно.

Сегодня в республике нет никакой почвы для недовольства. Никто не притесняет верующих. Мечети открыты.

Нет никаких оснований называть убийство милиционеров, выполняющих свою работу, джихадом. В правоохранительных органах, как и в других сферах общества, имеет место коррупция. Но это не значит, что надо отстреливать простых милиционеров. Эти акции не являются джихадом и не имеют отношения к религии.

- Для чего это делается?

- Эти действия - попытки дестабилизировать ситуацию в республике. В них присутствует расчет на то, что население не любит милицию, и с его стороны не будет реакции. Так оно пока и происходит. Но надо думать и о том, что у этих милиционеров есть родственники. А что если они в один день возьмут оружие и перестреляют родственников тех, кто в лесу.

Справедливой борьбу за веру можно считать тогда, когда тебя притесняют в религиозном отношении. Но и в этом случае не за оружие надо браться. В защиту ислама можно выступать и в СМИ, и в суде.

Закон РФ "О свободе совести и религиозных объединениях" дает верующим широкие возможности. Любые решения чиновников, которые не устраивают верующих, можно оспорить через этот закон.

- Как вы оцениваете в настоящее время религиозную ситуацию в республике? Как обстоит дело в сельских мечетях?

- Слава Аллаху, никаких проблем у нас больше нет. Нет споров между молодыми верующими и пожилыми имамами, как это имело место прежде. Это, прежде всего, заслуга самих имамов. Чем имам образованнее, тем у него меньше проблем.

Должен признать, что грамотность имамов в целом оставляет желать лучшего. Но мы ежегодно проводим месячные курсы по повышению квалификации.

- Как Вы относитесь к тому, что зачастую роль духовенства в контрпропаганде религиозного экстремизма считают недостаточной?

- Критикам следовало бы конкретизировать, в чем мы недорабатываем. Кроме того, критикуя нас, надо исходить из того, что ДУМ - общественная организация с небольшими финансовыми возможностями.

Когда в республику завозили тысячи экземпляров экстремистской религиозной литературы, нам нечего было противопоставить.

Правда, сейчас ситуация изменилась. Нам помог Фонд поддержки исламской культуры и науки в Москве, и мы смогли приобрести необходимую литературу.

Надо также помнить о том, что экстремизм - это идеология, с которой очень трудно бороться из-за ее латентности. Поэтому я не могу отчитаться ни перед кем в духе того, что "в Кабардино-Балкарии перевоспитано тысячу экстремистов".

Если у человека грязные руки, это заметно, и его можно научить их мыть, но если у него заражен мозг, сердце, с этим справиться гораздо труднее. Для этого требуется время.

Но я знаю, как сделать так, чтобы экстремистская идеология не распространялась. Для этого надо, чтобы человек, независимо от его вероубеждений, имел право и на трудоустройство, на занятия бизнесом, чтобы молодые люди имели веру в будущее. Надо сделать общество более справедливым, надо решить проблему безработицы и свети коррупцию к минимуму.

Если этого не произойдет, молодежь и дальше будут пытаться втягивать в экстремизм. И для этого достаточно будет сказать слова "видишь, какая несправедливость. Надо поменять эту систему".

- В числе "лесных братьев" появляются новые фамилии. В отличие от тех, кто участвовал в событиях 13 октября, эти не могут пожаловаться на притеснения со стороны милиции. Чем вы можете объяснить, что отдельные молодые люди берутся за оружие?

- Я не думаю, что это - новые фамилии. Новообращенных среди боевиков нет. Просто некоторые из них ранее были в тени, а теперь вышли. А если новые и есть, то очень маленький процент. Но все равно сердце болит, что они есть. Это все наши люди. Никто из них с луны не упал.

Хочу отметить, что правоохранительные органы стали действовать более аккуратно и взвешенно. Тем самым они, во-первых, выбивают почву из-под радикалов, во-вторых, меняют общественное мнение в свою пользу.

Кабардино-Балкария - республика маленькая. Здесь все переплелось. Не найдешь такого рода, чтобы кто-то из его представителей не работал в правоохранительных органах или не посещал мечеть. Любая неосторожность может привести к большому конфликту. Может быть, кто-то на это рассчитывает.

- Что можно противопоставить идеологии "джихада"?

- Идеологии джихада можно противопоставить саму религию ислам. Объяснять людям настоящий ислам.

Ислам можно сравнить с красивым букетом цветов, которые можно дать понюхать. И ни один человек в мире не скажет, что этот букет дурно пахнет.

Экстремизм же был всегда, даже во времена Пророка (С.А.С.) и мы его до конца победить не сможем. Но нужно сделать так, чтобы экстремистов было как можно меньше, и чтобы они не могли влиять на умы мусульман.

Как ранее сообщал "Кавказский узел", в послании к Парламенту Кабардино-Балкарии, озвученном 8 июля, президент республики отметил, что "целью религиозной политики должно стать... укрепление общественно-политической стабильности в республике".

"Следует усилить совместную работу по профилактике религиозно-политического экстремизма, утверждению толерантности и веротерпимости в светской и религиозной среде", - поставил задачу президент.

Автор: