В Ростовской области мигранту из Армении грозит депортация из-за отсутствия гражданства

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В Ростовской области 19-летнему мигранту из Армении Борису Кудряшову грозит депортация, так как он не может получить гражданство Российской Федерации с 2002 года.

Трагичность ситуации в том, что матери Бориса, Анне Кудряшовой, удалось добиться российского гражданства, она останется в России, а ее сын будет выдворен за пределы страны, причем все будет сделано по закону.

Как сообщал ранее "Кавказский узел", подобные проблемы существуют и в других регионах ЮФО.

Так, Уполномоченный по правам человека в Волгоградской области Михаил Таранцов в январе текущего года обратил внимание на то, что вместе с предложением России соотечественникам активнее возвращаться в Россию, упрощением процедуры пребывания представителей стран СНГ, приезжающих на заработки, по-прежнему, испытывают серьезные трудности с легализацией, проживанием и трудоустройством те, кто вернулся на историческую родину в течение последних 10-15 лет.

Как рассказал в эфире радиостанции "Свобода" ее корреспондент в Ростове-на-Дону Григорий Бочкарев, предки Анны Кудряшовой жили в Севанском районе Армении среди своих. Их село по населению было исключительно русским. После 1991 года многие из односельчан вернулись на свою историческую родину.

Анна с семьёй оставалась на месте. Престарелая мать и парализованный отец, а также малолетний сын сдерживали женщину от рискованных экспериментов. За десять лет Анна по очереди, одного за другим похоронила родителей и двух братьев. Других родственников в Армении не осталось.

В 2002 году мать и сын перебрались в пригород Ростова-на-Дону, в Батайск. Чтобы переехать в Россию, Анне пришлось принять гражданство Армении. Просроченный паспорт СССР давно был недействительным, поэтому выехать с ним за пределы страны было невозможно. А тринадцатилетнему Борису и вовсе документы не полагались, гражданином Армении становятся лишь в 16 лет.

"Как оказалось, взрослым проще легализоваться в России. Они имеют на руках хоть какой-то документ, удостоверяющий личность. А вот ситуация с теми, кто въехал в Российскую Федерацию подростками, выглядит тупиковой", - рассказывает Бочкарев.

Анне, хоть и не без труда, всё же удалось получить российское гражданство. Положение же Бориса катастрофическое. Без паспорта невозможно ни учиться, ни работать. Когда сыну исполнилось 16 лет, матери в батайском органе Управления Федеральной миграционной службы по Ростовской области объяснили, что без паспорта гражданина Армении он не получит ничего - ни разрешения на временное проживание, ни гражданства России.

Загнанная в угол, Анна старалась выяснить, можно ли Борису получить гражданство Армении. Оказалось, что это возможно только в том случае, если его поставят на воинский учет по месту жительства в Армении, откуда мать увезла его подростком шесть лет назад. Сколько раз Анна слала запросы в армянское посольство, но ответа так и не дождалась.

Обращение в батайский городской суд формально принесло успех. Суд обязал сотрудников Управления Федеральной миграционной службы по Ростовской области принять документы Бориса Кудряшова для оформления ему российского гражданства. Но дело так и не сдвинулось с "мёртвой точки".

Он вновь обратился в батайский городской суд, чтобы за ним признали, наконец, право стать гражданином Российской Федерации. И вновь решение суда было принято в его пользу. Более того, с этим согласился и областной суд, куда с кассационной жалобой обратились представители УФМС.

"Дважды подавали иск в суд. Мы выигрывали дважды дело по нашему иску, и дважды УФМС по Ростовской области подавало кассационную жалобу на решение суда. Дважды областной суд определение, в общем-то, выносил на нашу сторону, то, что суд принял правильное решение. Но они требовали опять документы, удостоверяющие личность. А этим документом является паспорт", - рассказывает сама Анна Кудрящова.
 
Ни после многочисленных обращений во всевозможные инстанции, включая администрацию президента России, ни после публикации в газете "Наше время" ситуация не изменилась. По словам журналиста этой газеты Елены Слепцовой, никакой реакции со стороны УФМС не было, потому что они опираются на действующий закон.

"Они правоприменители закона. Конечно, там существует так называемый человеческий фактор, и лично меня поразило то злорадство, с которым, допустим, сотрудники городского территориального органа УФМС по Ростовской области объявляют маме и сыну о том, что вот скоро с ним будут говорить по-другому. То есть, он становится незаконным мигрантом уже в середине вот этого лета. Откуда это злорадство, откуда такой вот примешивается совершенно непонятный эмоциональный фон - я не понимаю", - говорит журналист.

Молодой человек готов работать в России, готов жить и служить в армии. "И от такого человека мы отказываемся. Человека, который готов связать свою судьбу, судьбу своих потомков с Россией, мы, так сказать, двумя руками стараемся вытолкать за пределы страны", - отмечает Елена Слепцова, подчеркивая, что это – "парадокс, трагедия и комизм ситуации на государственном уровне".

Журналист добавляет, что парадокс заключается в том, что, с одной стороны, в России существуют подобные проблемы с легализацией мигрантов, а с другой - программа по возвращению соотечественников из-за рубежа, на которую государство на ближайшие три года заложило порядка 15 миллиардов рублей.

"Это колоссальные деньги для того, чтобы переселять людей не только из Казахстана, Армении, Украины... но и, возможно, из Израиля, Германии, Канады. Потому что именно там тоже планировались сделать представительства Федеральной миграционной службы", - говорит журналист.

Автор: