В Дагестане с начала года похищены восемь человек
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
С начала 2008 года в Дагестане было похищено восемь человек, все пропавшие сейчас находятся дома. Об этом заявил исполняющий обязанности первого заместителя руководителя Следственного управления следственного комитета при прокуратуре России по Дагестану Мирзабала Мирзабалаев.
"Согласно их показаниям, к похищению, возможно, могут быть причастны лица, которые представлялись сотрудниками правоохранительных органов", - сказал Мирзабалаев.
Тема расследования исчезновений в Дагестане и причастности к ним сотрудников силовых структур вновь поднимается в контексте информации о том, что считавшийся пропавшим задержанный по обвинению в бандитизме и похищении человека Ильяс Шарипов был обнаружен в СИЗО Хасавюрта, о чем до 4 июня не знали его адвокаты и родственники.
1 мая 2008 года Ильяс Шарипов был задержан в городе Хасавюрт, после чего его доставили в город Буйнакск и объявили подозреваемым по статьям 126.2 (похищение человека), 222 (незаконное хранение оружия) и 209 (бандитизм) УК РФ.
Затем, по словам адвоката, Шарипова доставили в Махачкалу, где "сотрудники УБОП пытались обвинить Шарипова в том, что его автомобиль фигурирует в деле убийстве сотрудников милиции".
"Шарипов подвергался избиениям и пыткам в ИВС, в его адрес звучали угрозы, что если он не даст признательные показания, то его вывезут в Ханкалу", - заявляет адвокат задержанного.
После этого, говорят родственники Шарипова, начиная с 30 мая, никакой информации о задержанном у них не было, кроме того, что Шарипов был вывезен для следственных мероприятий в город Хасавюрт.
2 июня, по словам адвоката и родственников Шарипова, им сообщили, что в СИЗО Хасавюрта он не доставлялся.
"Только после того, как нами были разосланы письма и заявления в различные инстанции и СМИ, 4 июня нам сообщили, что Шарипов действительно находится в СИЗО Хасавюрта", - сообщили родственники задержанного.
Как отметил в интервью "Газете.Ru" первый замруководителя Следственного управления следственного комитета при прокуратуре России по Дагестану Мирзабала Мирзабалаев, говорить о том, что в большинстве случаев исчезновений виновны силовики, сложно, но "судя по тому, как они передвигаются, какие вопросы задавали похищенным, что их интересовало, можно сделать вывод о возможной их причастности".
Кроме того, жалуются жители Дагестана и на бездействие правоохранительных органов в расследовании исчезновений и заявлений об убийствах. Как рассказала корреспонденту "Кавказского узла" вчера, 4 июня, жительница селения Султанянгиюрт Кизилюртовского района Дагестана Кистаман Удаманова, правоохранители вяло проверяют информацию о том, что на объявленном сфабрикованным видео казни уроженца Дагестана и Таджикистана зафиксированы реальные убийства. Она рассказала, что ее брат Артур Удаманов в дагестанце на видеозаписи узнал их родственника Шамиля Удаманова. Он утверждает, что кроме поразительного внешнего сходства на убитом была куртка и футболка, лично им подаренная Шамилю.
Отец казненного Умахан Удаманов обратился с письмом к бывшему президенту России Владимиру Путину с просьбой помочь в поисках сына. Лишь после этого местные милиционеры завели уголовное дело по факту пропажи Шамиля Удаманова. Уголовное дело передано в Москву, но Шамиль Удаманов, несмотря на неоднократные просьбы отца, не объявлен во всероссийский розыск.
В начале апреля этого года министр внутренних дел Дагестана Адильгерей Магомедтагиров заявил, что в целом в 2008 году в республике произошло 3 456 преступлений (на 20,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года). Также меньше зарегистрировано умышленных убийств, посягательств на сотрудников правоохранительных органов, грабежей, преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия, а также похищений людей. Точных данных по последнему пункту Магомедтагиров не сообщил. С начала 2008 года, по его словам, пресечена деятельность 14 организованных преступных групп, 25 участников которых привлечены к уголовной ответственности, сообщает Regnum.
Он отметил, что в ходе оперативных мероприятий сотрудниками МВД Дагестана обнаружено 8 тайников с оружием и боеприпасами. Из незаконного оборота изъято 44 автомата, 4 пулемета, более 500 карабинов и винтовок, а также 15 самодельных взрывных устройств, передает "Интерфакс".
По подсчетам "Кавказского узла", на основании сообщений СМИ, в результате боестолкновений в Дагестане с начала 2008 года погибли не менее семи представителей правоохранительных органов, не менее 12 получили ранения. Убиты не менее 30 человек, названных правоохранительными органами боевиками.
Как говорится в Докладе "Ситуация на Северном Кавказе. Осень 2007 г. - весна 2008 г." Правозащитного Центра "Мемориал", подготовленном к очередному раунду консультаций Европейский Союз - Россия по правам человека, состоявшемуся 16 апреля в Любляне, Северный Кавказ по-прежнему остается одним из наименее благополучных регионов России в области соблюдения прав человека.
Для борьбы с вооруженными группами в Дагестане сосредоточена значительная группировка "силовиков", которые проводят "контртеррористические операции" с грубым нарушением российского законодательства и норм международного права, отмечают правозащитники, подвергая неизбирательным обстрелам жилые дома, незаконно задерживая и похищая граждан, незаконно содержа их в местах предварительного заключения, применяя незаконные методы дознания и следствия, совершая внесудебные казни.
"Так же, как и в других регионах Северного Кавказа, здесь исчезают люди. Большинство исчезнувших – из семей, где исповедуют фундаменталистский ислам, то есть из среды, подозреваемой "силовиками" в связях с боевиками. В отличие от Чечни и Ингушетии, где похитители приезжают к людям домой вооруженные и в масках, и забирают подозреваемого при свидетелях, похищения в Дагестане, видимо, тщательно планируются, поскольку происходят без свидетелей и лишнего шума: человек выходит из дома и не возвращается. Тем не менее, в ряде случаев имеются бесспорные доказательства причастности к похищениям сотрудников силовых ведомств", - говорится в докладе.
Вместе с тем, Уполномоченный по правам человека в Дагестане Светлана Алисултанова отмечает значительное снижение числа похищений людей в республике. "С июля 2007 года нет обращений из-за похищений людей. Сегодня дагестанцы недовольны незаконными методами ведения следствия. По этому поводу поступило 95 жалоб, все они переадресованы в прокуратуру по месту жительства жалобщиков", - заявила Алисултанова.
По словам председателя организации "Матери Дагестана за права человека" Гюльнары Рустамовой, за время работы их организации похищения молодых людей в Дагестане действительно значительно сократились. Тем не менее, после организованной "Матерями Дагестана" встречи одного из недавно найденных пропавших - Д. Камалудинова - с журналистами в адрес организаторов - Г.Рустамовой, Д.Камалудинова и Ш.Омарова - стали поступать угрозы. В частности, от самой Рустамовой требовали, чтобы она оставила свою правозащитную деятельность.
Жители Дагестана неоднократно проводили акции протеста против похищения людей. Движение "Матери Дагестана за права человека", появившееся в конце августа 2007 года, стало продолжением общественного протеста.
Проблеме похищений в Дагестане, а также других регионах Северного Кавказа, посвящен подготовленный Программой "WITNESS" совместно с отделениями Правозащитного центра "Мемориал" в Грозном и Назрани документальный фильм "Потерянные жизни. Исчезновения и безнаказанность на Северном Кавказе" ("Missing Lives. Disappearance and Impunity in North Caucasus").