Суд в Азербайджане допросил водителя обвиняемого по делу о нападении на журналиста Халила

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Cегодня в Насиминском районном суде столицы Азербайджана продолжился процесс по делу Сергея Стрекалина, обвиняемого в нанесении ножевого ранения 13 марта 2008 года сотруднику газеты "Азадлыг" ("Свобода") Агилю Халилу. Кроме того, Стрекалин  обвиняется в незаконном хранении наркотиков.

На сегодняшнем заседании адвокат журналиста Эльчин Садыгов выступил с ходатайством о приглашении в суд Видади Мамедова, Ага Джафарли и Парвиза Джебраилова, ставших свидетелями того, как  22 февраля в Маслиновой роще за Халилом следил один человек.

Однако прокурор Эльдар Гамзаев выступил против этого, заявив, что суд не расследует события 22 февраля. Судья отклонил ходатайство адвоката.

После этого адвокат Садыгов ходатайствовал об исключении из материалов следствия данных о телефонных переговорах Халила в связи с событиями 13 марта, поскольку они были взяты решением следователя, а не по решению суда. Адвокат считает, что эти "доказательства" не имеют законного источника и потому не могут рассматриваться судом.
 
Прокурор выступил против этого ходатайства. Однако судья заявил, что к рассмотрению этого ходатайства "можно будет вернуться, когда будут расследоваться доказательства".       

В связи с не явкой свидетелей судья объявил поучасовой перерыв. Отметим, что на процесс вновь не явился Халил. В связи с этим, судья сказал, что он должен обязательно присутствовать на процессе.

После перерыва  заседание продолжалось с участием Халила. Были допрошены понятые в связи с предъявленным Стрекалину обвинением по другой статье 234.1 (незаконное хранение наркотиков). Они подтвердили, что в спальне квартиры Стрекалина и в кармане его куртки были найдены наркотики.

Судья не разрешил адвокату Халила задать понятым вопросы, заявив, что они допрашиваются не в связи с фактом нападения Стрекалина на журналиста.

Затем был допрошен также арестованный по обвинению в хранении наркотиков водитель  Стрекалина Этибар Расулов.

Расулов заявил, что 13 марта вечером Стрекалин посадил к себе в машину проходящего мимо "смуглого парня". По словам Расулова, Стрекалин ругался  с этим человеком и требовал от него прекратить писать sms-сообщения. При этом Расулов сказал, что не видел, что происходит на заднем сидении, а слышал только голоса. В то же время, Расулов сказал, что перед тем как Стрекалин пересел на заднее сидение, последний взял из "бардачка" нож.

Халил призвал Расулова "побояться Бога, - не лгать". На что последний заявил, что не говорит, что видел журналиста, а лишь "смуглого парня".

Далее судья объявил на процессе перерыв до 11.00 9 июля.

Напомним, что 3 июля потерпевший Халил был доставлен в суд в принудительном порядке. Он заявил, что незнаком со Стрекалиным, отметив, что нападение на него и ножевое ранение 13 марта нанес не Стрекалин. По словам Халила, Стрекалин "по неясной причине взял на себя вину". Журналист назвал предварительное следствие и судебный процесс предвзятыми.

"Я не знаю Стрекалина и никогда не общался с ним. Данные мною в ходе следствия показания были выбиты при помощи оказания на меня давления следователя Али Гулиева и прокурора по имени Эльмар. Они защемляли мои пальцы дверью, били и угрожали причинить вред родителям. Прокуратура выполняла заказ Министерства национальной независимостию. Суд не хочет расследовать факт применения против меня физического давления на предварительном следствии", - сказал Халил.

Как уже сообщал "Кавказский узел", вечером 13 марта 2008 года двое неизвестных напали на Агиля Халила на улице, когда он возвращался с работы домой. Ему было нанесено ножевое ранение в область сердца.

По мнению журналиста, это нападение было связано с предыдущим нападением на него 22 февраля в Маслиновой роще, где он готовил репортаж о незаконной сделке по купле-продаже земли и делал фотоснимки. Как оказалось, заснятые на фото лица были высокопоставленными сотрудниками Министерства национальной безопасности Азербайджана.

После этого инцидента на журналиста оказывалось давление с целью вынудить его отказаться от своей жалобы в полицию. Взамен, по словам Халила, ему обещалось денежное вознаграждение. Однако он не принял этого предложения.

7 апреля пресс-служба Генеральной прокуратуры Азербайджана выступила с сообщением, в котором была отвергнута политическая подоплека нападения на Халила. По версии следствия, преступления было совершено на почве выяснения отношений с Халилом со стороны его бывшего сексуального партнера Сергея Стрекалина.

Однако Халил категорически опроверг утверждения прокуратуры, обвинив это ведомство в пытках и шантаже.

Директор Института прав медиа Рашид Гаджилы в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" выразил мнение, что следствие велось предвзято. На его взгляд, Халил стал жертвой высокопоставленных госчиновников и спецслужб, а личное противостояние журналиста спецслужбам вызвало особую ненависть и злобу.

В свою очередь, пресс-секретарь Генеральной прокуратуры Вугар Алиев опроверг обвинения в адрес следствия. По его словам, расследование проводилось объективно и публичные сообщения прокуратуры о ходе следствия и показ по телевидению видеосюжетов показаний обвиняемого были связаны с "общественной значимостью" данного дела.

Напомним, что 24 июня в Ясамальском районном суде столицы Азербайджана Баку под председательством судьи Хагани Тагиева состоялось подготовительное заседание по иску сотрудника газеты "Азадлыг" ("Свобода") Агиля Халила к следователю Следственного управления по тяжким преступлениям Генеральной прокуратуры Али Гулиеву, а также к телеканалам  AzTV, Lider, Space и ATV.

Иск подан в связи с демонстрацией указанными телеканалами 7 апреля с.г. сюжета, в котором опровергалась политическая подоплека нападения  на журналиста.

Напомним также, что Халилу 10 и 11 мая не позволили выехать в Турцию и Грузию. 19 июня пограничники также не позволили журналисту вылететь из страны. Адвокат журналиста Эльчин Садыгов считает, что  негласный запрет на выезд из Азербайджана Халила введен Министерством национальной безопасности Азербайджана (МНБ).

Ситуация с Агилем Халилом, по словам главы отдела по связям с общественностью посольства США в Баку Джонатана Хеника, очень беспокоит США. Как заявил в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" Хеник, он не можем понять причину, почему журналисту не позволяют уехать из страны.

"Он не совершал преступления, поэтому ограничение на его передвижение непонятно и может быть расценено как нарушение прав человека", - отметил дипломат, добавив, что посольство будет и далее внимательно следить за делом Агиля Халила.

Отметим, что 2 мая президент США Джордж Буш открыто назвал Азербайджан страной, где наблюдается удушение свободы слова. "В 2007 году Китай девятый год подряд оставался крупнейшей тюрьмой журналистов в мире, за ним следуют Куба, Эритрея, Иран и Азербайджан", - отметил Буш.

Спецпредставитель ОБСЕ по вопросам прессы Миклош Харашти выступил 11 апреля с заявлением по поводу преследования журналистов в Азербайджане, в котором обвинил правоохранительные органы в фабрикации дел против журналистов. В качестве примера он назвал дела осужденных журналистов Эйнуллы Фатуллаева, Сакита Захидова и Ганимата Захидова, а также журналиста Агиля Халила.

Участники 5-й конференции Всемирного движения за демократию, состоявшейся 6-9 апреля в Киеве, также приняли "Обращение представителей международной демократической общественности к президенту Азербайджанской Республики Ильхаму Алиеву" с призывом остановить давление на СМИ.

Международная правозащитная организация Human Rights Watch признала заслуги трех журналистов из Азербайджана, подвергшихся политическому преследованию и аресту, и выделила им гранты. Одним из этих журналистов был сотрудник оппозиционной газеты "Азадлыг" Агиль Халил.

Ранее Халил и журналист из Йемена Абдул Карим аль Хаивани были объявлены победителями награды "За журналистику прав человека под угрозой", присуждаемую ежегодно организацией Amnesty International.

Автор: